Поход по Карпатам – 2020. Часть 1: Воловец – водопад Шипот

Главное событие 2020 года – это распространение коронавируса. Но туристы не сдаются! Туристы идут в специальный антикоронавирусный поход! О том, почему поход – антикоронавирусный, бывают ли Карпаты без дождей, проходим ли непроходимый лес, есть ли в горах безлюдные маршруты и дешёвые вкусные пельмени, а также о том, как иногда легко бывает исполнить чью-то мечту – читайте далее.

Итак, весна 2020 года. Пассажирский транспорт не ходит, и даже выбраться за город без личного автомобиля – большая проблема. Все первоначальные планы «накрылись». Но путешествовать хочется. Поэтому, как только с начала июня постепенно возобновляется движение пассажирских поездов, мы начинаем планировать поход в Карпаты.

Учитывая, какая дождливая погода была во время похода по Карпатам в 2019 году на майских праздниках, этот поход я решаю провести в августе, надеясь, что дождей будет минимум. Билеты планирую брать в июле. Сильно заранее взять билеты не получится, так как карантинные ограничения и график движения поездов ещё не до конца ясны.

В начале июля я провожу двухдневный поход с одной ночёвкой по Харьковской области. В поход приглашаю тех, кого собираюсь пригласить и в Карпаты. Сидя на природе у костра, очень уместно внести предложение насчёт Карпат и узнать, кто что думает по этому поводу. В результате, из десяти участников этого мини-похода в Карпаты идёт шесть: я, Юля, Андрей, Дима, Володя и Настя.

Второй плюс этого мини-похода – подготовка. Можно проверить снаряжение, можно сделать какие-то выводы по питанию и т.д. К примеру, Настя говорила, что поход в Карпаты – её мечта, при этом походным опытом особо похвастаться не могла. И данное маленькое мероприятие было для неё весьма кстати перед более сложным походом.

Вернувшись домой после двух дней отсутствия, начинаем выкладывать походные фотографии в Фейсбуке. И тут в комментариях к фотографиям появляется Женя из Одессы (мы с ним ходили в поход в 2013 году) и спрашивает: «А что там с Карпатами?». Таким образом, нас становится семеро. То ли «великолепная семёрка», то ли «семь самураев», но количество очень комфортное для похода.

Теперь нужно купить билеты на поезд, обсудить маршрут, еду, снаряжение, и прочие мелочи.

Что касается маршрута, то я его переделывал четыре раза. И постепенно (на мой взгляд) маршрут становился всё лучше и лучше. Основная идея заключалась в том, чтобы посетить хребет Боржава и Вулканический хребет.

Коронавирус внёс свои коррективы. На момент наших сборов число заболевших в Закарпатье было ощутимо больше, чем в Харькове. Кроме того, не было уверенности, что в этих условиях хорошо ходит местный транспорт. Поэтому в итоге я придумал антикоронавирусный маршрут: от поезда до поезда, без использования местного транспорта, с минимумом контактов с местным населением.

Правда, к моменту нашего выезда эпидемиологическая ситуация в Харькове и в Карпатах уже принципиально не отличалась. Кроме того, логика маршрута подсказывала, что лучше всё-таки после выхода из поезда подъехать местным транспортом к селу Подобовец. На этом и порешили. Поездом до станции Воловец, затем переезд в село Подобовец, а потом – пешком до самого финиша в Сваляве. Из Свалявы уезжаем поездом домой.

Карта маршрута

Powered by Wikiloc

Трек и точки похода:

Что касается билетов, то с ними были проблемы. Брали то, что есть. Туда взяли очень дорогие купейные и сравнительно дешёвые сидячие. Назад удалось взять сидячие на всех. На момент покупки билеты продавали на 50 процентов мест, и мы радовались, что на каждого из нас будет приходиться по два сидячих места.

За несколько дней до выезда собираемся, чтобы всё обсудить. Почему-то детали маршрута мало кого интересуют. Немного затронули снаряжение, а больше всего времени потратили на обсуждение еды. «А что мы будем кушать?» – это самый главный вопрос участников, на который они жаждут получить ответ. Чтобы все были сыты, я заранее попросил у друзей большой котёл (объём – 9,5 литров, вес – почти 2 кг). В первый день его понесёт Дима, а в последний – Володя. Остальные пять дней котёл будет нести Женя, так как он единственный из мужчин, который не несёт палатку.

Наконец, еду согласовали. Забегая вперёд, скажу, что из-за некоторых «паникёров» еды мы взяли гораздо больше, чем нам реально было необходимо. Особенно, учитывая, что на третий день пути мы будем проходить через село и можем что-то докупить в магазине.

Итак, остаётся несколько дней до выезда, и каждый занимается индивидуальными сборами. Палатки, спальники, рюкзаки и прочее. Также в нынешний электронный век мы берём с собой повербанки, кто-то – один, а кто-то – несколько. Поскольку я беру с собой телефон, фотоаппарат и навигатор (ну и фонарик, конечно), то вопрос электропитания меня касается сильнее других. Кроме повербанков, беру в поход слабую, но компактную солнечную батарею.

Как и в предыдущих походах, я покупаю свежие карты Карпат издательства «Стежки», сканирую их, перевожу в электронный вид и загружаю в навигатор и смартфон. В дополнение к ним – карты OpenStreetMap и спутниковые снимки. Отмечаю точки (их получилось ровно 60 штук), объединяю их в маршруты по одному на каждый день, и всё это тоже загружаю и в навигатор, и в телефон (для подстраховки).

За сутки до выезда узнаём, что Харьков попал в красную зону карантина. Волнуемся, так как это может означать, что из Харькова мы не сможем выехать. К счастью, чуть позже выясняется, что произошла какая-то ошибка, и Харьков вовсе не в красной зоне.

Наконец – день отъезда. Собираемся на вокзале. Поезд отправляется в 15:10, а прибывает в Воловец в 8:06. После прибытия мы должны добраться до водопада Шипот и там ждать Женю, поезд которого прибывает в середине дня.

Едем в поезде. На крупных остановках выходим погулять. Самое интересное должно начаться завтра с раннего утра.

День 1

Начало седьмого утра. Сквозь сон слышу, как наш поезд проезжает Стрый. Вскоре после Стрыя должны показаться горы. Встаю. Мои товарищи тоже постепенно встают. За окном постепенно светлеет, и мы видим – нет, не горы. А очень сильный туман.

Но, как говорится, всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Долина реки Стрый, по которой едет поезд, постепенно сужается, и, наконец, в разрывах тумана показываются горы! Мы выстраиваемся в коридоре вдоль окон и жадно вглядываемся в туман.

Проезжаем Славское (в прошлом году отсюда начинался наш самый дождливый поход). Туман по-прежнему сильный и горы видно плохо. Наш поезд постепенно приближается к туннелю на границе Львовской и Закарпатской областей.

Несколько минут езды по туннелю из Прикарпатья в Закарпатье, и нашим глазам открывается совсем другая картина: яркое солнце и зелёные горы на фоне голубого неба! Поразительная разница в погоде с двух сторон туннеля.

Здесь – довольно сильные перепады высот, что добавляет пейзажу живописности. Мы проезжаем по мостам, через несколько маленьких туннелей, и смотреть в окно можно как вверх, на вершины гор, так и вниз, в речные долины и ущелья, где иногда виднеются домики и небольшие сёла.

Наконец мы приезжаем на станцию Воловец. Выходим из поезда. Тут же к нам подходит водитель микроавтобуса с предложением подвезти. В село Подобовец, откуда мы стартуем, готов отвезти за 50 грн с человека. Нас это вполне устраивает.

Как иногда бывает, кто-то хочет в магазин, а кто-то – в банкомат. Водитель подвозит нас туда, где имеется и то, и другое, и терпеливо ждёт, пока мои товарищи удовлетворят свои потребности. Я в это время сижу в машине и пользуюсь моментом, чтобы достать навигатор, включить его и дать ему поймать спутники. Я должен буду сказать водителю, где нас высаживать.

Наконец, двигаемся в путь. Дорога очень живописная. Водитель предлагает доплатить по 20 грн с человека и отвезти нас прямо к входу на водопад. Мы отказываемся, так как нам всё равно придётся пять часов ждать Женю, поэтому мы лучше потратим часть времени, чтобы пройти три километра лёгкого пути по красивой местности.

Берём у водителя номер телефона и отсылаем его Жене. Мы заинтересованы в том, чтобы он без задержек добрался до нас, и мы все вместе двинулись дальше. Водитель говорит, что одного Женю довезёт за 150 грн, а если будут ещё попутчики, то дешевле.

Итак, высаживаемся в селе Подобовец. Наш поход начинается! Теперь мы будем топать пешком до самого финиша в Сваляве. Готовимся идти. Я обуваю ботинки (до этого момента я ехал в кедах). Все поправляют снаряжение, надевают рюкзаки, и, наконец, мы выходим.

Дорога плавно поднимается из села вверх. Мы идём спокойно, зная, что имеем огромный запас времени. Погода отличная. Над нами – голубое небо. Карпаты без дождя – это уже счастье.

Село остаётся внизу, и дорога выходит на открытую местность. Виды потрясающие! Открытый простор радует глаз после тесноты поезда, а немного поодаль вверх поднимаются горы. Это хребет Боржава, на который мы будем подниматься.

Вид на горы на подъёме из села Подобовец

Панорама хребта Боржава

Хребет Боржава

Пройдя километра полтора, решаем позавтракать. Ищем уютное место. В десять утра солнце припекает уже довольно сильно, поэтому устраиваемся в тени дерева, при этом не теряя вида на горы. Здорово, что можно вот так, не спеша, кушать, сидя в таком приятном месте.

Продолжаем путь, и через село Пилипец выходим к ущелью, в котором находится водопад Шипот. На входе в ущелье нужно заплатить денежку. Возле водопада – сувенирный рынок, различные кафе, магазинчики и прочие атрибуты цивилизации. Сам водопад красив, но сфотографировать его сложно из-за обилия людей.

Село Пилипец

Вход в ущелье

Строительные работы в ущелье

Движемся по тропе к водопаду

Водопад Шипот

Водопад Шипот сверху

Находим подходящую поляну, чтобы сделать длительный привал. Сидим и ждём Женю. Пьём вино, по очереди гуляем. Наконец, появляется Женя, которого водитель привёз прямо к кассе водопада. Теперь мы в сборе и можем двигаться дальше.

Нам осталось пройти чуть больше двух километров, но уже вторая половина дня, а тропа уходит довольно круто вверх. Сначала идти несложно. Потом тропа ухудшается, и в какой-то момент мы случайно уходим в другую сторону. К счастью, глянув на навигатор, я вовремя это замечаю, и, вернувшись назад, мы находим правильное направление. Заодно находим водопад Верхний Шипот, симпатичный и безлюдный, в отличие от своего нижнего товарища.

Тропа вверх от водопада Шипот

Водопад Верхний Шипот

Я возле водопада Верхний Шипот

Но дальше тропы не видно. Интуитивно поднимаемся в правильном направлении, находим тропу, и, уже довольно уставшие, попадаем на удобную поляну. Решаем остановиться на ночлег. Я планировал за сегодняшний день пройти немного дальше, но есть подозрение, что таких удобных полян больше не будет. А здесь и места много, и кострище, и вид на горы, и удобный подход к реке, так как рядом с нами реку пересекает тропа планового маршрута.

Наша стоянка

Готовим ужин

Посиделки у костра

Ставим палатки, готовим ужин, общаемся, сидя у костра. Холодает. Мы сейчас на высоте около 1000 м над уровнем моря. Ложимся спать.