Поход по Карпатам-2013. Часть 1: Надворная, Манява, Бухтивецкий и Манявский водопады

Дорога в селе Буковое
Идея этого похода у меня возникла ещё год назад. Но тогда поехать в Карпаты не получилось, и мы отправились в Крым (об этом я писал здесь). Этим же летом я опять вернулся к разработанному мной ранее маршруту и стал искать желающих пройти его вместе со мной. Поход обещал быть интересным, поскольку должен был пройти по дикой и весьма живописной местности, и я надеялся на успех нашего предприятия.

Однако с набором группы возникли проблемы. Самый главный минус для меня – это то, что в поход не смогла пойти моя жена, поскольку с недавних пор у нас в семье имеется чудный маленький ребёночек. И так ей большое спасибо за то, что она не только отпускала меня, но даже настаивала на моём участии в этом походе.

Опрос около 20-ти друзей принёс мало пользы. Из всех согласился ехать только мой старый друг и однокурсник Саша. В результате я перенёс поиски попутчиков в интернет, хотя и немного опасался перспективы возглавить группу совершенно незнакомых людей.

Постепенно подобралась компания, я создал группу в соцсети ВКонтакте, посвящённую предстоящему походу, и будущие участники начали знакомиться друг с другом, общаться и решать организационные вопросы. Процесс пошёл, и на душе стало спокойнее.

Много времени я потратил и на разработку маршрута. Брал с собой несколько карт (в том числе свежую карту издательства «Стежки») и написанный на бумаге план маршрута. Также маршрут был подготовлен в электронном виде. Я накачал из интернета кучу карт, спутниковых снимков, треков и точек, что очень помогло в планировании. Многие точки я отметил сам на узловых участках маршрута. В результате в мой GPS-навигатор было загружено множество карт и 68 точек, объединённых в 7 маршрутов (по одному на каждый день).

Карта маршрута Надворная-Букове-Манява-Сивуля-Быстрица
Карта маршрута

Точки и треки похода: скачать GPX-файл

Итак, 14 августа харьковская часть группы (я, Саша и Руслан) выехала поездом до Львова. 15 августа, сразу после прибытия поезда, мы пересели в автобус Львов-Ворохта и вечером того же дня прибыли в городок Надворная (Ивано-Франковская область), который должен был стать местом сбора нашей группы. Здесь нас уже ждали остальные участники, которые приехали рано утром: Маша и Юра (Киев), Саша (Одесса), Женя (Кривой Рог) и Дима (Москва). Ещё один участник – Дима из Новой Каховки – должен был приехать утром следующего дня.

Собор в Надворной

Созвонившись с ребятами, узнаём, что они успели посмотреть развалины замков в Надворной, а также нашли удобное для ночёвки место на берегу реки, где сейчас и находятся. Идём к ребятам. Место оказалось действительно хорошее – безлюдное, хоть и расположено в 15 минутах ходьбы от центра городка, а также симпатичное – река, гора, деревья, неплохая полянка.

Стоянка в Надворной

Знакомство друг с другом протекает весело. После чего ужинаем и ложимся спать.

День первый, 16 августа

Утром выдвигаемся в центр, где встречаемся с последним прибывшим участником – Димой. Идём на автостанцию и садимся на автобус Надворная-Быстрица.

Через полчаса выходим в селе Пасечная. Переходим по мосту реку Быстрица Надворнянская и подходим к месту впадения в неё реки Бухтивец, которая, падая в Быстрицу сверху, образует Малый Бухтивецкий водопад. И сам водопад, и окружающие его скалы очень красивы. Приятно, что в самом начале маршрута есть вот такое интересное место.

Далее идём по грунтовой дороге через село Буковое. Типичные карпатские пейзажи, как на мой взгляд, достаточно симпатичные. Через пару часов доходим до главной сегодняшней цели – Бухтивецкого водопада.

Бухтивецкий водопад

И сам Бухтивецкий водопад, и окружающая местность весьма впечатляют. Реку окружают высокие отвесные скалы, состоящие из слоистых пород. Рядом находится ещё один водопад – Капельковый.

Капельковый водопад

Тут же начинаются массовые омовения под обоими водопадами, плавно перетекающие в обед на брёвнах и плоских камнях, когда-то кем-то положенных здесь.

Пообедав, идём дальше. Над водопадом обнаруживаем оборудованную площадку для туристов с беседкой, кострищем с навесом и туалетом.

• Забегая вперёд, скажу, что подобные оборудованные стоянки в тех местах – отнюдь не редкость, причём, как правило, они бесплатные. Кроме того, благодаря вышеупомянутым «Стежкам» маршруты хорошо промаркированы, также имеются столбы с указателями и картами. Цвет маркировки на местности соответствует цвету маршрута на туристской карте.

Стоянка над Бухтивецким водопадом

Пороги на реке Бухтивец

Почти в самом конце села, практически на лоне дикой природы натыкаемся на школу. Очевидно, сюда ходят местные маленькие детки.

Табличка на здании школы

Здание школы

Далее следует затяжной подъём в гору. По пути натыкаемся на идущую навстречу группу из пяти девушек и одного парня. Что интересно, почти все – наши земляки-харьковчане. Фотографируемся на память и расходимся (после похода мы с ними пересеклись уже в Харькове).

Совместное фото двух групп

Подъём выводит на хорошую дорогу, проходящую по хребту. До Манявского скита мы вряд ли дойдём (из-за утренних сборов и переездов вышли поздно, около 12-ти). Поэтому, когда в половине восьмого мы выходим к урочищу Верхние Сады, я начинаю осматриваться на предмет ночёвки.

Здесь имеется большая поляна, на которой строится церковь. В лесу – стол со скамейками. На карте обозначен какой-то источник. Узнаём у рабочих, что здесь есть колодец. Не мешкая, становимся на ночлег. Помогает то, что здесь темнеет почти на час позже, чем у нас в Харькове.

Стоянка на Верхних Садах

Церковь на Верхних Садах

День второй, 17 августа

Утром идём на спуск к Манявскому скиту. Тропа проходит через лес, густо заросший кустами, крапивой, папоротниками и ещё много чем. Я чуть не наступаю на крупную змею, которая быстро уползает. Кто это был, я не успел разглядеть.

Спустившись в ущелье, натыкаемся на ещё одну оборудованную стоянку, где, поставив палатку под навесом, отдыхает пара молодых туристов.

Стоянка вблизи Манявского скита

Идём по долине речушки к скиту. Заходим через задний вход. Изнутри Манявский скит очень красив, но фотосъёмка там запрещена, так что я украдкой сделал всего одну фотку внутреннего дворика. А потом уже снаружи сфоткал парадный вход в виде старинной башни.

Манявский скит: задний вход

Манявский скит: внутренний дворик

Манявский скит: главный вход

Рядом со скитом имеется трапезная, однако мы решили, что лучше покушать где-нибудь в селе. Село Манява достаточно крупное и красивое. Где-то в середине села мы перекусили в магазине-кафе и докупили там продуктов, поскольку теперь до самого конца похода населённых пунктов у нас не будет.

Магазин в Маняве и наши рюкзаки

Дорога сначала через село, а потом вдоль реки Манявка приводит нас к популярному Манявскому водопаду. Места очень красивые, но, поскольку сегодня суббота, людей достаточно много. Хорошая дорога, доступная для автомобилей, упрощает путь к водопаду.

К счастью, до самого водопада на машине не доедешь, и финальный отрезок мы проходим в более спокойной обстановке. Здесь река образует ущелье, весьма напоминающее каньон. Сверху со скалы падает Манявский водопад.

Ущелье рядом с Манявским водопадом

Манявский водопад и наши товарищи

Манявский водопад - анимация из моих фоток

Нафотографировавшись, идём искать стоянку. Выше водопада река тоже весьма красива: маленькие водопадики, скалы, слоистые горные породы. Находим ещё одну оборудованную стоянку рядом со столбом с указателем, обозначающим развилку маршрутов. Здесь имеются беседки, столы со скамейками, каменные печи под навесами и туалет на две кабинки.

Стоянка вблизи Манявского водопада

Располагаемся с комфортом. Вечером пришёл лесник, и единственное, о чём он попросил – отнести мусор в отведённую для этого яму.