Поход по Карпатам-2019. Часть 1: Славское, Рожанка, хребет Багна

Поход по Карпатам: Славское, Рожанка, хребет Багна
В Карпатах существует большое количество разнообразных туристских маршрутов. Но, когда в феврале у меня появилось желание сходить на майские праздники в поход, я был настроен посетить район, малоизвестный среди туристов. Да только где же в Карпатах такой найти? Оказалось, это вполне возможно. В итоге наш поход получился интересным и довольно-таки нестандартным.

Разработка маршрута и поиск участников похода проходили у меня параллельно. Ведь я должен был и предложить свой вариант маршрута, и согласовать его с участниками. С собой я звал только тех людей, с которыми более-менее хорошо знаком, и у которых есть опыт походов.

Маршрут придумал довольно быстро: Славское – Мысловка – Осмолода. Около 80-ти километров, причём первая половина пути – это места, где практически никто из туристов не ходит. Это подогревало мой интерес, а друзья ничего не имели против.

Кстати, о друзьях. Кроме меня, в поход собрались идти ещё четверо: Андрей, Антон, Саша и Тая. Вполне достаточное количество. Мы создали группу в фейсбуке и начали обсуждать все нюансы подготовки к походу.

Как обычно, я изучил всевозможные источники на предмет информации о районе похода. Отметил несколько десятков точек, объединил их в маршруты, подготовил карты. Всё это я загрузил в навигатор и в смартфон (для подстраховки). Также купил карты в бумажном виде.

Карта маршрута

Powered by Wikiloc

Трек и точки похода:

Между собой мы согласовали, кто что берёт, как снаряжение, так и еду. Антон, например, изъявил желание сделать самодельную тушёнку на всех (получилось, кстати, вкусно).

Я купил себе новый топор, более лёгкий, чем старый. Также потратился на пальчиковые аккумуляторы для фотоаппарата и батарейки для навигатора (покупать аккумуляторы и для навигатора было бы дороговато). Ещё купил зарядку для пальчиковых аккумуляторов через USB. Она лёгкая и компактная, и если очень нужно, позволяет зарядить аккумуляторы от повербанка. Самих повербанков я взял две штуки. А также несколько шнуров и блоков питания.

Отдельная эпопея была с билетами. Их мы брали на поезд Ужгород – Лисичанск. Плюсы – низкая цена и то, что поезд подвозит нас к самому началу маршрута. За все годы у меня это первый случай, когда пеший поход начинается прямо на выходе из поезда, без необходимости ещё куда-то чем-то подъезжать.

Но оказалось, что из Харькова билеты продаются только в один плацкартный вагон. Причём, благодаря интернету, как только открывается продажа на какой-то день, места исчезают за считанные секунды. В итоге для троих (я, Андрей и Антон) мы взяли боковые места из Харькова, а для Саши и Таи – нормальные места (два нижних не боковых в одном купе), но в другом вагоне с посадкой в Чугуеве. К счастью, оказалось, они живут близко от остановки электрички, которая едет в Чугуев.

Всё бы хорошо, но прогноз погоды не радовал. На майские в Карпатах обещали дожди чуть ли не каждый день. Температура воздуха тоже оставляла желать лучшего. Но отступать никто не собирался. Все приготовили дождевики и тёплые вещи. Я захватил горнолыжную куртку, в которой обычно хожу зимой. Как потом оказалось, не зря.

Приближается день отъезда. Собираю рюкзак. Он получился какой-то тяжёлый. Видать, дополнительные вещи добавили веса. Кроме того, жена по моей просьбе купила в поезд пива, причём аж 2,5 литра, объяснив это тем, что большая бутылка стоит ненамного дороже маленькой. Значит, в поезде нужно его выпить, а также что-то съесть. И на выходе из поезда получится минус три килограмма.

Утром в день отъезда созваниваюсь с Таей и Сашей, узнаю, что они уже едут в электричке в Чугуев, и начинаю собираться на вокзал. Выхожу из дома. Солнце, тепло, и хочется надеяться, что в Карпатах всё будет не так ужасно, как передают синоптики.

На вокзале встречаю Андрея. Он в приподнятом настроении, как, впрочем, и любой нормальный турист перед походом. Звонит Антон, говорит, что едет. Мы решаем встретиться с ним уже на платформе и идём к поезду перекинуться парой слов с Сашей и Таей. Они едут в 11-м вагоне, а мы – в 8-м. Поскольку у них хорошие места, договариваемся, что придём к ним в гости.

Встречаемся с Антоном, садимся в поезд. Приятно, что, кроме нас, в вагоне едут и другие туристы, в том числе знакомые по харьковскому турсоюзу.

Проехав какое-то расстояние, идём в гости к Саше и Тае. Беру 2,5-литровую баклажку пива и засовываю её в компрессионный мешок. Мешок я взял специально для Таи, поскольку она раздобыла тёплый зимний спальник, но без компрессионного мешка, отчего спальник занимает практически половину рюкзака.

Помогаю запаковать спальник. Говорят, что у меня это ловко получается. Надо же, даже не задумывался. Но места он теперь занимает гораздо меньше. Сидим, пьём пиво, что-то едим. Болтаем обо всём на свете. Незаметно проходит время.

На каждой большой остановке выходим на прогулку. Тепло, солнышко. Но вечером, гуляя возле поезда в Киеве, ощущаем мелкий дождь. «Начинается», – подумали мы.

День 1

Утром следующего дня за окошком поезда всё так же пасмурно. Выходим в Славском. Идёт мелкий дождь. Одеваемся, натягиваем чехлы на рюкзаки. Я надеваю горнолыжную куртку прямо на футболку. Получилось как раз нормально при такой температуре. В нагрудные карманы куртки кладу навигатор и телефон, они водонепроницаемые. Всё лишнее прячу в рюкзак, включая бумажную карту. Нечего её мочить, если она у меня есть и в навигаторе.

На вокзале в Славском

Идём по улице, затем начинаем подниматься на гору Погар. Ноги немного проскальзывают на мокрой траве. Внизу осталась какая-то лыжная база, а параллельно нам тянется подъёмник.

Начало подъёма на гору Погар

Над Славским

Виды сверху не очень хорошие из-за тумана. Идём дальше и попадаем на асфальт. Судя по карте, это – улица посёлка. Вот как иногда бывает – поднимаешься на гору, а в итоге попадаешь на улицу.

Улица, а затем грунтовка, тянутся сверху по хребту. Проходим мимо закрытого кафе (когда они работают, интересно, зимой для лыжников что ли), немного отдыхаем под его навесом. Следующий навес – на краю поляны, обозначенной на карте как «стрельбище».

Навес на краю стрельбища

Всё, навесы кончились. Спускаемся с хребта в долину реки Рожанка. От стрельбища туда ведёт тропинка, которая местами завалена упавшими деревьями. Приятного мало.

Наконец выходим на асфальтовую дорогу и идём по ней. Ближайшая наша цель – обозначенный на карте навес. К счастью, он на месте. Можно укрыться от дождя и пообедать. Моя горнолыжная куртка промокла насквозь, оказывается, длительный дождь она не держит, даже если он слабый. На время обеда меняю её на сухую ветровку. Но, покидая навес, опять её надеваю. Куртка удобная, с хорошим капюшоном, а если надолго не останавливаться, то в ней и не холодно.

Идём по асфальтовой дороге, затем по грунтовке. Каких-то достопримечательностей здесь нет. В хорошую погоду здесь, наверное, красиво. Всё-таки горы вокруг. А сейчас – дождь и туман.

Долина реки Рожанка

Поляны возле реки Рожаночка

Постепенно доходим до места, где от дороги ответвляется тропинка, идущая вверх на хребет Багна. Идём вдоль речушки. Тропа постепенно теряется. Мы просто идём по берегу, временами перепрыгивая реку по камешкам. В какой-то момент это становится невозможным, и мы несколько раз переходим её вброд.

Местность довольно симпатичная, но вечереет, а мы все мокрые. По плану нам нужно подняться на хребет и там становиться на ночлег. Карта и спутниковый снимок говорят, что на хребте есть домик. Состояние домика неизвестно, но нам хочется верить, что внутри можно заночевать. Иначе будем ставить палатки под дождём. Но туда ещё нужно дойти, а двигаемся мы сейчас медленно.

Андрей немного отрывается от остальных, и вскоре мы видим его отдыхающим на небольшой полянке. С полянки вверх уходит заброшенная дорога. Решаем пойти по ней. Это лишний крюк, но тропу, по которой нужно было идти согласно плану, мы не видим вообще. Выливаем воду из ботинок и начинаем подъём.

Дорога старая, заросшая. А мы ещё и устали к концу дня. Поэтому двигаемся медленно. Через какое-то время крутой подъём заканчивается, начинаются пологие места. Дорога пропадает, но впереди – легко проходимые поляны. Судя по карте, за ними должна быть ещё одна дорога, идущая сверху по хребту. Идём к ней по кратчайшему пути, пересекая поляну, а навигатор помогает придерживаться верного направления.

Вскоре выходим на дорогу и радостно идём по ней. Дорога удобная, идти до домика осталось мало. Но не всё так просто. В некоторых местах берёзы, растущие по краям дороги, так сильно наклонились, что пройти становится невозможно, и приходится их обходить.

На картах OpenStreetMap гора Багна (951 м) обозначена неправильно. Поэтому, отследив во время нашего движения самую высокую точку хребта, сохраняю её в навигаторе, чтобы затем дома исправить положение горы на карте.

Дорога по хребту Багна

Наконец выходим к домику. Андрей, Саша и Тая доходят до домика первыми. Слышу в их голосах бурную радость. Действительно, радоваться есть чему! Домик не заперт (закрывается только на крючок), в хорошем состоянии, внутри – печка, кровати, стол, скамейки. Рядом с домиком валяются пеньки, которые можно расколоть на дрова.

Домик на хребте Багна

Хочется залезть вовнутрь и переодеться в сухое. Но сначала нужно сделать все «уличные» дела. Заносим пеньки вовнутрь домика. Затем я беру у Антона две пятилитровые фляги, и мы с Сашей идём к верховьям обозначенного на карте ручья. Чтобы набрать воды, приходится спуститься вниз, хорошо, что не очень сильно.

Возвращаемся в домик. Андрей раскалывает пеньки топором, который я выдал ему перед уходом. Хорошо, что я обычно беру с собой топор. Без него сейчас было бы грустно.

Растапливаем печку, переодеваемся, развешиваем вещи сушиться. В домике тепло и уютно. Варим еду. Правда, это дело не быстрое, так как конструкция печки такова, что посуда ставится не прямо на огонь, а на лист металла, накрывающий топку. Котёл из-за этого нагревается очень медленно.

Антон говорит, что ему надоело ждать, и засыпает. К двенадцати ночи мы всё же довариваем еду, ужинаем и тоже ложимся спать.

Продолжение в статье Поход по Карпатам-2019. Часть 2: по узкоколейке вдоль рек Соболь и Мизунка