Поход по Карпатам – 2020. Часть 2: Боржава – Россошь – хребет Великий Дил

День 2

Сегодня мы должны подняться на хребет Боржава, дойти до его высшей точки – горы Стой (1681 м), а затем спуститься. Стараемся утром выйти не поздно, так как предстоит затяжной подъём. Преодолеваем зону леса и выходим на открытый склон. Делаем привал, чтобы полюбоваться пейзажами. Здесь есть небольшой родничок, но в целом место для стоянки неудобное. Хорошо, что мы вчера до него не дошли.

Продолжаем подъём. Медленно двигаемся вверх, временами ненадолго останавливаясь. Наконец мы на хребте! Видим туристов и сборщиков ягод, которые заехали на хребет на грузовых автомобилях.

Привал на склоне хребта

Вид на предгорья

Продолжаем подъём

Верхняя часть хребта Боржава

Сворачиваем на отрог хребта, ведущий к горе Стой. Это – малопопулярная часть хребта, хоть здесь и проходит плановый маршрут. Забегая вперёд, скажу, что с этого момента и до самого конца маршрута мы других туристов больше не видели. Очень редко попадались местные жители, а в целом оставшаяся часть маршрута была практически безлюдной.

Вид на хребет в направлении горы Стой

Итак, нам остаётся около 4 км до горы Стой. Дорога неплохая, но из-за чередующихся подъёмов и спусков (подъёмов, конечно, больше) двигаемся мы по ней не так уж и быстро. Да и пейзажи побуждают тратить время на фотографирование.

Пейзажи Боржавы

Вид в сторону горы Плай

Метеостанция на горе Плай на минимальном и максимальном (30х) зуме фотоаппарата

Кузнечик на треккинговой палке

Гора Великий Верх (1598 м)

Сборщики ягод на склоне

Дорога по хребту

В итоге на высшую точку Боржавы мы попадаем около пяти часов вечера. На вершине горы Стой – большие бетонные круги. Это – остатки радиолокационной станции советских времён. Отдыхаем, делаем групповое фото и двигаемся на спуск.

Гора Стой. Последние метры подъёма.

Остатки радиолокационной станции

Вершина горы Стой

Дом дежурного состава радиолокационной станции

Мы ещё не обедали. Обед хотим устроить возле источника воды. Поэтому спускаемся к разрыву в трубе, по которой вода когда-то подавалась в воинскую часть. Сейчас она заброшена, но стоящие на хребте крупные здания выглядят интересно на фоне окружающих гор.

Заброшенная воинская часть

Спуск к заветной трубе длится долго, и обед начинается в 18:30. Кушаем быстро, так как нам нужно ещё спуститься до лесной зоны и найти там удобную для ночлега поляну.

Разрыв в трубе - источник питьевой воды

К восьми часам вечера доходим до кромки леса. Дорога по хребту плавно идёт на спуск. Но ни справа, ни слева от дороги ничего удобного не видно. Либо склон, либо густые заросли.

Наконец попадается хорошая поляна с кострищем. Но воды рядом нет. Андрей проходит по дороге немного дальше, но ничего не находит. Решаем сделать чай на остатках воды, слегка перекусить и лечь спать, а утром сразу идти, пока не дойдём до воды, и там уже завтракать.

Наша стоянка на хребте Боржава

Но тут поискать воду решает Дима. Я выдаю ему кружку и 10-литровую канистру, и Дима уходит. Его нет довольно долго. Наконец, Дима появляется. Уставший, но с полной канистрой воды. Оказывается, он просто спускался вниз по довольно крутому склону до тех пор, пока не достиг ручья. А ручьи, судя по карте, находятся гораздо ниже нашей поляны.

Благодаря Диме мы имеем возможность устроить нормальные ужин и завтрак. Разводим костёр, готовим еду, кушаем и ложимся спать. Уже поздно, а мы за сегодняшний день ощутимо устали.

День 3

Утреннее солнце побуждает вставать. Хоть высота здесь и около 1100 м, но холода не чувствуется. Сырости нет, так как вблизи нет воды. Завтракаем и двигаемся дальше.

Сегодня мы должны спуститься в село Россошь, а затем заночевать в двух километрах за селом. Судя по карте, дорога по хребту плавно идёт на спуск. Рассчитываю дойти до села без особого труда.

Однако всё не так радужно. Весь путь состоит из череды плавных подъёмов и последующих крутых спусков. Ни то, ни другое удовольствия не доставляет. Также не радует отсутствие воды. После завтрака её у нас осталось совсем немного.

Выходим на обширную поляну вблизи горы Розпута. Здесь, если верить карте, река подходит достаточно близко к дороге. Делаем привал в тени дерева. Я беру литровую бутылку и иду на разведку в сторону реки.

К моему удивлению, приходится ощутимо спуститься. Набираю воду в бутылку и поднимаюсь обратно, засекая время на часах. Подъём занимает 8 минут, о чём я и сообщаю товарищам. Мужская часть группы, взяв пустые бутылки, отправляется к реке. Позднее оказалось, что это был правильный поступок – набрать воду именно здесь, так как до самого села нам воды больше не попадалось.

Поляна вблизи горы Розпута

Река, в которой мы набирали воду

Мы отдохнули, запаслись водой. Пора двигаться дальше. Однако, хоть на карте здесь и обозначена развилка, слабо выраженную тропинку мы находим далеко не сразу. Через какое-то время она становится лучше, превращаясь в лесную дорогу, и уверенно выводит нас к подножию горы Менчелик (915 м).

Справа - гора Менчелик

Теперь нужно перевалить через гору, а для этого нужно набрать 100 метров высоты по довольно крутому подъёму. Есть и более пологий путь, но он длиннее на целый километр. Делаем выбор в сторону короткого, но крутого варианта. Утешает то, что это – последний подъём на сегодня. И, конечно, радуют красивые пейзажи, как на подходе к горе Менчелик, так и во время подъёма. Вдалеке выше всех поднимается гора Стой, на которой мы были вчера.

Подъём на гору Менчелик

Наконец, подъём закончен. Вершина Менчелика довольно заросшая, но всё же с неё немного просматривается село Россошь, в которое мы идём. Дальше дорога уже лёгкая. Немного не дойдя до вершины горы Погар (792 м), устраиваем обед.

С горы Погар в сторону села идёт затяжной крутой спуск. Он сменяется несложной дорогой, выводящей нас в окрестности села Россошь. По пути попадаются яблони, и мы на ходу с удовольствием съедаем по яблочку.

Наконец около семи часов вечера мы выходим в село. Оказывается, что магазин нам особо не нужен, так как еды в наших рюкзаках ещё много. Поэтому в основном покупаем только спиртное.

Решаем посидеть в местном кафе. Насчёт ночёвки я не переживаю, так как заранее присмотрел на карте поляну за селом на берегу реки. До этой поляны нужно идти два километра по асфальту, так что дойдём мы в любом случае, даже ночью.

В кафе есть вкусные пельмени за 28 грн и пиво на разлив. Как раз то, что нам нужно. Пользуясь розетками, заряжаем телефоны и повербанки. Здесь – хороший мобильный интернет, благодаря чему можно загрузить в фейсбук свежие фотографии и похвастаться красивыми пейзажами и бокалами с пивом.

Посиделки в кафе

В десять часов вечера все дружно говорят, что уже наелись, напились и готовы двигаться к месту ночёвки. Надеваем рюкзаки и налобные фонари. Идём по дороге, сначала по главной, потом сворачиваем на второстепенную. Село остаётся позади, вокруг – полная темнота, освещаемая только светом наших фонарей.

Вот и поляна. В темноте видно только, что она большая и ровная. Рядом шумит река. Это хорошо. Остальные детали рассмотрим утром. Ставим палатки. Спать ложимся не сразу, так как на небе видны падающие звёзды, и мы какое-то время наблюдаем за ними.

День 4

Утром осматриваем поляну. Она большая, симпатичная, но без деревьев. Поэтому за дровами приходится побегать. Зато река рядом. Готовим завтрак, сушим влажные вещи на солнце, которого здесь с избытком, и выдвигаемся в путь.

Утренние сборы

Сушу носки на треккинговой палке

Река рядом с нашей стоянкой

Вчера в кафе я сделал предложение устроить днёвку, но все единодушно отвергли его и заявили о готовности покорять очередной хребет. И вот он перед нами – хребет Великий Дил, часть Вулканического хребта.

По асфальту доходим до газокомпрессорной станции. Дальше уже идёт грунтовая дорога, наклон увеличивается, идти становится труднее. Зато мы замечаем, как постепенно набираем высоту, село остаётся где-то внизу, а горы на горизонте отдаляются от нас. Но склон хребта по обеим сторонам дороги сильно зарос деревьями, поэтому наш кругозор ограничен.

Наконец на повороте дороги горы расступаются, и появляется возможность полюбоваться пейзажем. Далеко внизу – село, где мы были сегодня утром. За селом – горы, которые уходят вдаль до самого горизонта. И вдалеке доминирует над всем пейзажем гора Стой, на которой мы были позавчера. Неужели за два дня мы прошли всё это? Далеко не в каждом походе бывают места с хорошим обзором, позволяющие оценить пройденный путь.

Вид со склона хребта Великий Дил в сторону Боржавы

Продолжаем подъём. Совсем немного осталось до дороги, проходящей по верху хребта. Но обозначенная на карте тропа завалена упавшими деревьями. Пробираемся между ними. Наконец выходим на дорогу. Высота здесь около 850 м. Конечно, это не гора Стой, но всё же метров на пятьсот выше, чем село и место нашей ночёвки.

Дорога хорошая, и есть надежда, что до места ночлега мы дойдём без проблем. Немного пройдя, сворачиваем с дороги в деревья и устраиваем обед.

Пообедав, продолжаем движение и вскоре сворачиваем с основной дороги на другую, уводящую нас в понижение хребта, туда, где на карте обозначена стоянка. Короткий пологий спуск приводит нас к реке. Фактически, верхняя часть хребта здесь представляет собой плато, а пейзажи очень напоминают равнинные.

Дальше дорога идёт вдоль реки. Любопытно, что река течёт параллельно дороге практически на одной с ней высоте. Того, что обычно считают берегом реки, здесь нет. Между рекой и дорогой – только невысокая полоса камешков, поросших пучками травы. Кроме того, река течёт практически по горизонтали при том, что это – верхняя часть хребта. Я привык, что горные реки текут сверху вниз. А здесь перепад высот так же мал, как и у равнинных рек, хотя хребет возвышается над окружающей местностью на несколько сотен метров.

Река и дорога идут вплотную друг к другу

Вскоре выходим в район стоянки, обозначенной на бумажной 500-метровке. Точность её не слишком высока, поэтому, хоть навигатор и показывает, что мы совсем рядом, стоянку нужно будет поискать. Делаем привал, сбрасываем рюкзаки. Но не успеваем расслабиться, как подходит Андрей и говорит, что нашёл стоянку, до которой мы не дошли всего 50 метров.

Идём за Андреем к стоянке. Она хорошо оборудована. Крепкий стол с лавками, обложенное камнями кострище, деревянный мостик, который доходит до середины реки и позволяет удобно набирать воду, мыть посуду и т.д.

Стоянка недалеко от скалы Белый Камень

Прежде чем разбить лагерь, решаем без рюкзаков по очереди сходить к скале Белый Камень, до которой идти около 15 минут. Дорога идёт вдоль одной из рек, которые сливаются вместе возле нашей стоянки. Местность по-прежнему напоминает равнинную. По обеим сторонам дороги тянется лес. Вблизи скалы долина реки немного расширяется, но самой скалы не видно. Оказывается, она находится на другом берегу реки и её скрывают деревья.

Скала Белый Камень

Переходим через реку. Здесь видны небольшие тропинки, а под самой скалой – столик. Скала Белый Камень на самом деле не белая, а светло-серая, но крупная и выглядит довольно привлекательно. Фотографируемся возле неё и возвращаемся в лагерь.

Ставим палатки, готовим ужин и едим, с удобством сидя за столом.

Ужин

Греем воду для чая

Холодает, одеваемся. Почему-то здесь вечером температура самая низкая за весь наш поход. То ли холодный воздух скапливается в низине, то ли река виновата. Ложимся спать.