Хмельницкая область, поход-2015. Часть 2: Тернава, Суржинцы, Фурмановка, Китайгород

День второй

Ночью было довольно тепло. Шёл дождь, но к утру он прекратился, и мы видим голубое небо. Правда, здесь солнце не только садится, но и встаёт позже, чем у нас, поэтому в семь утра освещение напоминает весьма раннее утро. К тому же высокий холм заслоняет от нас солнце. Но мы видим солнце на верхушках деревьев и на склоне противоположного холма, и это солнце медленно двигается к нам.

Натягиваем верёвки и развешиваем вещи для просушки. Кушаем и собираемся не спеша, давая вещам высохнуть. Я без суеты успеваю сходить к реке и пофотографировать.

Наш лагерь утром

Палатка на просушке

При свете солнца окружающая местность производит более приятное впечатление, чем накануне вечером. Фактически, мы находимся в долине горной реки. Река мелкая, каменистая, рядом с ней – выходы горных пород. А вверх уходит крутой склон холма. Пейзаж точно такой же, как в Крыму, Карпатах или на Кавказе, где мы были.

Река Гниловодка рядом с нашим лагерем

Долина Гниловодки

Собираемся и выходим. Конечно, было бы неплохо выйти немного раньше, но, в конце концов, мы не нормативы сдаём, а отдыхаем. После вчерашнего дождя вполне можем позволить себе расслабиться и идти так, как идётся.

Вскоре выходим к крупному красивому водопаду. По описаниям в интернете, он искусственного происхождения, а раньше здесь была мельница. Вблизи виден брод и неплохая лесная дорога, спускающаяся к нему с холма. Наверное, если бы мы вчера пошли по найденной в лесу дороге, то вышли бы именно сюда.

Водопад на Гниловодке в районе села Княжполь

Идём вдоль реки. Попадается парочка родников. Тропинка петляет вдоль берега, а справа и слева – крутые склоны высоких холмов. Типичная долина горной реки, одним словом.

Тропинка постепенно сходит на нет. Впереди – довольно густые заросли. Идём через них, стараясь выдерживать правильное направление. Где-то здесь река Гниловодка впадает в Тернаву. Мне советовали переходить реку ниже их слияния.

Антон (мой старый друг и товарищ по походам) идёт впереди, стараясь замечать хоть какое-то подобие тропы или хотя бы просветов в зарослях. Местами встречаются густые заросли крапивы, от чего страдают наши любители ходить в бриджах и шортах. Я, как обычно, иду в длинных штанах, и меня время от времени пропускают вперёд, чтобы я протаптывал дорожку среди крапивы.

Медленно продвигаемся вперёд. Осталось вроде бы немного, но и скорость наша в этих зарослях невысока. Наконец я вижу просвет и реку, а навигатор подсказывает, что здесь уже можно искать переход.

На берегу реки (это уже Тернава) видим крупное поваленное дерево, к которому  прикрепили палку в качестве поручня, превратив таким образом в мостик. Переходим реку. На другом берегу – совсем иная картина. Зарослей нет, есть хорошая полевая дорога.

Переход через Тернаву по мостику-дереву

Долина реки здесь расширяется, и можно видеть ряд полян с отдыхающими, приехавшими на машинах. Тут достаточно близко находится село Суржинцы и трасса, проходящая через село. А от трассы к этим полянам идёт довольно неплохая грунтовка, позволяющая приезжать на пикник.

Конечно же, наличие хорошего подъезда – это не единственная причина популярности данного места. Главная причина – живописная природа. Вокруг – высокие холмы-горы, а река Тернава изобилует порогами и скальными стенками на своих берегах.

Скалы и пороги на Тернаве

Склон холма в долине Тернавы

Идём в Суржинцы. В селе рядом с трассой имеется кафе. Хотелось бы в нём перекусить, да и просто глянуть на то, что оно из себя представляет. Перспектива попасть в кафе особенно заинтересовала детей.

Меню в кафе

Доходим до кафе. Увы, нам не повезло. Прямо перед нашим носом к кафе подъехал большой экскурсионный автобус, и кафе полностью заполнилось его пассажирами. Нам сказали, что свободных мест нет.

Разочаровываем детей и двигаемся дальше. Как оказалось, магазинов в этом селе нет. Но перекусить всё же нужно, используя продукты в наших рюкзаках. Через полтора километра на карте обозначен источник воды, я предлагаю дойти туда и там устроить привал.

Доходим до источника. Оказывается, это – колодец. Он расположен на поляне, а поляна находится на границе леса и небольшого хутора. Место достаточно уютное. Обедаем, пьём воду из колодца. Вода холодная, и это особенно приятно, так как сегодняшняя довольно жаркая погода – не чета вчерашней дождливой.

Идём дальше. Дома, готовя план похода с разбивкой по дням, я понимал, что это очень приблизительно, так как неизвестная местность, погода, наличие детей в группе и общее настроение участников группы могут внести свои коррективы. Так и получилось. Вчерашний дождь вынудил потратить время на просушку вещей, группа сама собой взяла спокойный прогулочный (а не спортивный) темп. Ну а лично я умудрился натереть ноги (виноват отчасти дождь, намочивший ботинки, отчасти не очень удачная, как оказалось, конструкция ботинок).

В общем, мы никуда не торопимся, а место для ночлега определяем приблизительно. Дело идёт к вечеру, но ещё более чем реально дойти до брода через Тернаву между сёлами Фурмановка и Китайгород. Ночлег будем искать в районе брода, так как за бродом начинаются заросли, куда не хочется соваться на ночь глядя.

От колодца дорога петляет вдоль реки, а затем поднимается на возвышенность. Широкие просторы, полуокружённые отвесной стеной противоположного берега, создают особое настроение.

Далее идёт затяжной спуск, а впереди, в конце спуска, виднеются красивые скалы на повороте реки. Местность очень живописная.

Дорога в долине Тернавы

Доходим до скал. Они довольно высокие и отвесные, настоящая каменная стена. Тут есть поляна и брод через реку. Место неплохое, но ещё есть время, и хочется дойти до второго брода. Автомобильная полевая дорога здесь уходит через брод на другой берег, а мы находим тропинку, идущую дальше по этому берегу.

Поляна и скалы возле брода через Тернаву

Тропинка ныряет в заросли. Сначала она идёт нормально, а потом теряется. Опять движемся напролом через деревья и кусты, стараясь находить какие-то просветы. К счастью, это длится недолго, и мы вновь попадаем на тропу.

Вот-вот мы должны выйти к нижней, ныне заброшенной, части села Фурмановка, которая находится вблизи реки, в то время как основная часть села расположена вверху на холме. На спутниковых снимках в этом месте видно рощу деревьев и нет никаких признаков цивилизации.

Каково же было моё удивление, когда, дойдя до этой рощи, мы увидели там дома и дворы! Всё совершенно заброшенное, причём довольно давно (вероятно, жителей отселили тогда, когда заполняли водой Днестровское водохранилище, и рассчитывали, что зона затопления дойдёт и сюда). Тем не менее, дома относительно целые (хоть и изрядно обшарпанные), местами – остатки заборов, огораживающих дворы, а во дворах валяется нехитрая утварь, ещё никем не растащенная.

Проходим по улице этого села-призрака и выходим на открытую местность, где полевая дорога ведёт к нужному нам броду. Дальше идти бессмысленно, нужно становиться на ночлег. Но многим из нас место вблизи брода показалось недостаточно уютным, и мы идём на другой берег. Кто-то переходит реку босиком, а я, например, снимаю ботинки и надеваю кеды.

На другом берегу как-то посимпатичнее. Разбиваем палатки. У детей, которые только что устало плелись со своими маленькими рюкзачками, появляется второе дыхание, и они начинают бегать и играть в свои игры. Готовим ужин. У нас есть вода из колодца, также берём воду из реки. После кипячения она вполне пригодна для употребления. Погода ясная, поэтому прохладно, нужно одеться. Тем не менее, долго не расходимся и сидим общаемся возле костра.

День третий

Ночь была холодная, кое-кто даже замёрз. Но яркое утреннее солнце сразу добавляет энтузиазма. В его свете пейзажи выглядят ещё более потрясающе, чем накануне вечером. Широкие просторы сочетаются с каменной стеной, полукругом охватывающей изгиб реки.

Наш лагерь в долине Тернавы

Кушаем, собираемся и двигаемся дальше. Впереди – крупный изгиб русла реки, окружённый густыми зарослями. Наличие тропинок было у меня под вопросом. Ни на картах, ни на спутниковых снимках я их не нашёл.

Но скромненькая тропинка всё же есть. Сначала она идёт по открытому месту, а потом начинаются заросли. Места дикие и красивые. Много растений, рядом – река с камнями и порогами. Изредка попадаются мостики через реку в виде одного-двух брёвен. Так что люди здесь, хоть и редко, но всё же бывают.

Постепенно тропа поворачивает, и мы уже идём под скальной стенкой отрога, спускающегося от Китайгорода. Тропа здесь становится ощутимо хуже, приходится присматриваться. Но отрог тоже идёт на понижение, и нам остаётся только искать место, где будет удобно выскочить из этих «джунглей» вверх, на дорогу.

Наконец вверху довольно близко от нас появляются просветы, к которым ответвляется какое-то подобие тропы. Идём на «штурм» и вскоре выскакиваем на открытое пространство. Здесь проходит дорога от Китайгорода вниз к реке. Делаем привал.

С другой стороны отрога должны открываться виды на нижнюю, затопленную часть Тернавы. Но для того, чтобы это увидеть, нужно подняться по дороге вверх, чем выше – тем лучше. Я собираю остатки энтузиазма, немного поднимаюсь, со склона отрога делаю фотки и возвращаюсь к товарищам.

Затопленная часть Тернавы возле Китайгорода

Идём вниз к реке. Здесь находится Китайгородское обнажение – геологический памятник природы государственного значения. Он представляет собой выходы силурийских пород на поверхность (их возраст – 440 млн. лет, и подобные обнажения нечасто встречаются на нашей планете).

Китайгородское обнажение

Я читал, что здесь находили окаменевших трилобитов – ископаемых морских членистоногих. Мы начинаем их искать, продолжается это довольно долго, в итоге ничего не находим и двигаемся дальше.

Идём по берегу затопленной Тернавы, представляющей узкий залив среди крутых высоких берегов, наподобие норвежских фьордов.

Тернава, затопленная Днестровским водохранилищем

Вскоре доходим до низовий урочища Окунь. Это – глубокий скалистый овраг, по которому течёт впадающая в Тернаву речушка. Здесь есть водопады, я их уже видел по фоткам в интернете.

Идём вверх по урочищу. Тропа откровенно плохая вплоть до полного исчезновения. Как же сюда ходили те, чьи описания я читал перед походом? Но места красивые, ещё и на полянку с кострищем натыкаемся.

Через какое-то время выходим к крупному красивому водопаду. Он немного выше человеческого роста, думаю, около двух метров в высоту. А в ширину – гораздо больше.

Двухметровый водопад в нижней части урочища Окунь

Вспоминаю дискуссии в интернете типа «другие водопады видел, а к этому – не дошёл». Как это? Ведь он первый по ходу. Может, они шли не снизу вверх, как мы, а сверху вниз? И действительно, выше водопада тропа немного улучшается. Вот откуда приходят сюда люди.

Овраг становится похожим на настоящий каньон. Тут и там встречаются слоистые породы, образующие гигантские природные ступеньки, по которым сбегает вода.

Слоистые породы образуют ступеньки

Продолжаем идти вверх по течению. Попадаются места, где пройти довольно трудно. Вскоре выходим к ещё одному крупному водопаду, высотой около трёх метров. Под водопадом – довольно крупная ванна-озеро, а рядом на берегу – красивые слоистые скалы.

Трёхметровый водопад в верхней части урочища Окунь

Далее уже идёт хорошая тропа, которая приводит нас к симпатичной турстоянке – крупной поляне с кострищем, дровами и брёвнами для сидения. Решаем остановиться на ночлег. Во-первых, все подустали (сегодня было два непростых участка – петля Тернавы в густых зарослях и урочище Окунь, где мы и находимся). Во-вторых, время уже приближается к четырём часам дня, а дальше наш путь лежит вверх на поле и далее по полям через три села, поэтому до вечера вряд ли мы успеем дойти до более-менее удобного места для ночёвки.

Зато здесь – красота! Настоящий оазис дикой природы. Каньон с настоящей горной речкой, просторная и сухая поляна. Даже не верится, что справа и слева вверху находятся два села и два колхозных поля.

Наша стоянка в урочище Окунь

Судя по изученным мной заранее картам и спутниковым снимкам, недалеко должна быть тропа, выводящая из этого ущелья вверх в село Демшин. Яна, Лена, Саша и Олег отправляются в магазин, прихватив мой навигатор.

Ставим палатки. Начинает накрапывать дождь, который через полчаса прекращается, слегка попугав нас и заставив попрятать вещи в палатки.

Поскольку воду из речушки в этом урочище мы уже пили (на свой страх и риск; вас этого делать не агитирую), то её же берём и для приготовления еды. Но тут узнаём, что наши дети обнаружили на берегу реки родник! Это ещё один плюс данного места.

Возвращается наша делегация из села. Они без особых проблем дошли до магазина, сделали покупки и отзвонились домой (здесь в урочище телефон не ловит). Мы начинаем увлечённо поглощать принесённые вкусности – пиво, сухарики, орешки, сладости и т.д.

Затем разбиваемся на две команды и играем в «корову». Вечер очень приятный, в первую очередь благодаря уютному месту.

Продолжение в статье Хмельницкая область, поход-2015. Часть 3: Демшин, Субич, Днестр, Студеница, Каменец-Подольский

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
15 комментариев

Перенос старых комментариев

Оксана Синтия
Очень живописно! А фотки заброшенного села есть?

Андрей Лунячек
Ты представляешь, нет фоток. Не догадался сфоткать. Уже вечерело, устали, и мысли в основном были о поиске места для стоянки.

Алексей Витальев
Пороги на Тернави - очень красивое место. Мне кажется, можно было даже начинать путь именно оттуда. В первый день таких красот не было и близко! А урочище Окунь неожиданно напомнило мне водопад Палау в нацпарке Каенг Крачан возле Хуа Хина в Таиланде. Серьезно очень похожие места))) Я про него тут писал http://aloha-family.com/vodopad-palau-v-60-km-ot-hua-hina-i-vstrecha-s-dikim-slonom/

Андрей Лунячек
Если я шёл бы второй раз, то выбросил бы из маршрута Михайловку. Тамошний водопадик оказался слишком скромен, чтобы ради него лишние 7 км к маршруту добавлять. Но Супрунковцы (там, где костёл) и район нашей первой ночёвки оставил бы. Места там симпатичные, отчасти плохая погода это скрадывала, отчасти то, что мы немного торопились. Иначе можно было бы найти ещё какие-то удачные ракурсы для съёмки.
Я водопадов и каньонов видел немало, есть с чем сравнивать. Урочище Окунь мне напомнило каньон Кучук-Карасу в Крыму. И водопады там, и такие же слоистые известняковые породы.

With Love*Nutelka комментирует...

Добрый день, у Вас нет карты маршрута?

Андрій Лунячек комментирует...

Добрый день! Если вы обратили внимание, то это - вторая часть моего рассказа. Посмотрите первую часть. Там я выложил и карту, и трек.

Unknown комментирует...

Можете на карте нарисовать или дать точные координаты вашей стоянки в долине р.Тернава под Фурмановкой?
Спасибо!

Андрій Лунячек комментирует...

Могу, конечно. Вот они: N48,646140° E26,776802°. От брода примерно 130 метров на юг.

Unknown комментирует...

Спасибо большое! Я вчера его практически вычислил по фотографиям, описанию маршрута и спутниковым картам, но Вы подтвердили наверняка! Три раза бывал в тех местах, а эту поляну обходили верхом :) А ещё благодаря Вашему описанию попали в урочище Окунь :) Спасибо!

Андрій Лунячек комментирует...

Да, спалил я урочище Окунь. Не один вы там побывали по моей наводке. )))

Unknown комментирует...

На майские дело было :) В урочище Окунь с полсотни человек набилось, при чем со всех концов Украины: Киев, Чернигов, Харьков, Запорожье, Кривой Рог и др. Из Хмельницкого только мы :) Так как пришли пешком из Тарасовки, то было уже поздно и все места были заняты. Пришлось ночевать на лугу, по дороге на Демшин :)

Андрій Лунячек комментирует...

Ничего себе! Я в шоке. Два года назад мы там были одни-одинёшеньки. С другой стороны, утаивание информации - это не мой метод. Я считаю, что люди должны знать окружающий мир и свою страну в частности.

Это ещё не всё :)
Читайте комментарии к фотографии: https://vk.com/photo285221559_456239201

Андрій Лунячек комментирует...

Почитал. Получается, урочище Окунь стало местом встречи и объединения людей )))

Unknown комментирует...

Да уж :) Но странно так... В Мармаросах пересеклись на вершине буквально на несколько минут и, спустя два года, в Окуне случайно встретились, так как ночевал-то на лугу. Потом, правда, в Демшине возле сельпо уже встретились :)

Андрій Лунячек комментирует...

Да, у меня такого, как у вас, не было. Перебрал в памяти много случаев, и ни один на ваш не похож. Вам повезло )))

Unknown комментирует...

Друзі! Вам просто в житті пощастило. Ви провели вільний час не тільки в чудових краєвидах річок Дністер, Тернава та Окунь. А побували в столиці самого могутнього воїна світу Аттило(Гатило) на Кита Горі. Там же в 1508 році народилась і виросла мати Івана Грозного, Олена Глинська. Більше історичної спадщини на сторінці у феєсбук, "Нащадки Аттило". Дякую.