Хмельницкая область, поход-2015. Часть 1: Михайловка, Супрунковцы, Сокол-камень, Гниловодка

Хмельницкая область, поход-2015. Михайловка, Супрунковцы, Сокол-камень, Гниловодка
Я очень люблю пешие походы по дикой природе. При подготовке в этом году к майским праздникам и обдумывании разных маршрутов моё внимание привлекла природа Хмельницкой области. Я слышал, что там есть высокие холмы, напоминающие небольшие горы, скалы, водопады, каньоны. Осталось придумать, как объединить ряд достопримечательностей в интересный маршрут.

Любой маршрут должен быть интересен. Но хороший маршрут для пешего туризма (в отличие, например, от авто- и велотуризма) должен, на мой взгляд, иметь одну особенность: в течение нескольких дней подряд вы должны иметь возможность двигаться по дикой природе, почти не соприкасаясь с цивилизацией. Переходы от села к селу по колхозным полям и асфальтовым дорогам – это не то, чего ждёшь от пешего похода.

Много лет подряд мы традиционно ездили на майские праздники в Крым. Теперь же решили подыскать новый регион для походов. Можно было поехать в Карпаты. Но, во-первых, там я уже был несколько раз, а во-вторых, я опасался проблем с погодой (если летом в Карпатах иногда бывает холодно и дождливо, то весной – тем более).

В итоге я решил освоить новый для себя регион и проверить, насколько он подходит для пеших походов. Забегая вперёд, скажу, что мои ожидания полностью оправдались. Ряд мест Хмельницкой области идеально подходит для пешего туризма.

Вернёмся к походу. Подготовку к нему я начал заранее. Искал достопримечательности, пытался увязать их в единый маршрут. И уже к концу зимы у меня начало вырисовываться что-то конкретное. Я решил провести поход по долинам рек Гниловодка, Тернава и Студеница, где имеются красивые виды и по-настоящему дикая природа.

Карта маршрута

Трек и точки похода: скачать GPX-файл

Карта масштаба 1:50000 для OziExplorer, Garmin, Magellan, Android: скачать

Не буду акцентировать внимание на хлопотах перед поездкой, их хватало хотя бы потому, что группа получилась большая – 15 человек, из которых 11 взрослых (Я, Яна, Денис, Лена, два Антона, Люда, Юля, Олег, Миша и Саша) и четверо детей (Серёжа, Маргарита, Ульяна и Юля). В конце концов все сборы (покупка билетов, подготовка снаряги и т.д.) остаются позади, и наступает день отъезда.

Собираемся на вокзале в Харькове. В 18:44 у нас отправляется поезд Харьков-Львов, на котором мы едем до Шепетовки. Настроение у всех приподнятое, особенно когда рассаживаемся по местам и достаём бутерброды

Наевшись, напившись (я – пива), наигравшись в карты и наговорившись, ложимся спать. Прибытие в Шепетовку ожидается в 8:24.

День первый

Утром накрапывает дождь, но мы стараемся не терять энтузиазма. Высаживаемся в Шепетовке на большом, но малолюдном вокзале и начинаем искать автобус. Мы находимся на севере Хмельницкой области, а ехать нам нужно на самый её юг.

Рейсовые автобусы ходят здесь не так хорошо, как хотелось. Прямых мало, советуют в основном ехать с пересадкой в Хмельницком. Но я ещё дома решил попытаться автобус арендовать. Во-первых, так мы должны доехать быстрее, а во-вторых, прямо к началу нашего маршрута, которое находится несколько в стороне от основной трассы.

Но обилия перевозчиков здесь не видно. Один таксист вызванивает своего друга, мы долго спорим о цене, ходим, советуемся под хмурым небом шепетовской привокзальной площади. Наконец, приходим к консенсусу и после некоторого ожидания загружаемся в приехавший за нами автобус. Но, отъехав недалеко, сталкиваемся с недоразумением. Оказывается, таксист схитрил и озвучил нам одну сумму, а хозяину автобуса – другую. Поговорив по телефону с хозяином, сходимся в цене примерно посредине (а именно – на 1900 грн).

Впереди около 180 км езды. Да, из Шепетовки ехать далековато и дороговато. В следующий раз, наверное, поедем до Хмельницкого. Правда, поезд из Харькова ходит в Хмельницкий через день, да и прибывает в 15:50, то есть на начало маршрута мы попали бы только к вечеру. Но если удастся выкроить лишний день для поездки, то это не страшно. Ближе, чем в Карпаты, в которые мы тоже периодически ездим. А жителям Киева так вообще повезло: прямой ночной поезд сразу в Каменец-Подольский, ещё и недорогой. Из Харькова в Каменец-Подольский есть разве что прямые автобусы, но высидеть в автобусе 16 часов нелегко.

Несмотря на погоду, после попадания в автобус настроение улучшается. Теперь остаётся только смотреть в окошко и ждать приезда на начало маршрута.

За окном проплывают пейзажи Хмельницкой области. Попасть сюда я мечтал ещё в 2004 году, когда мне в руки попалась книга-путеводитель по этому региону. Но Крым и Карпаты до определённой поры отвлекали внимание на себя. Теперь пришло время вспомнить о «юношеской» мечте.

По пути несколько раз останавливаемся на отдых и перекусы. Дождь то капает, то прекращается. Ближе к финишу включаю навигатор, куда я заранее забил конечную точку и точку съезда с основной трассы. Водитель следует моим указаниям, и мы оказываемся в селе Михайловка.

Высаживаемся из автобуса. Я не испытываю оптимизма. Во-первых, идёт хоть и мелкий, но непрерывный дождь. Во-вторых, уже два часа дня, а я надеялся приехать сюда хотя бы на час раньше.

После высадки из автобуса

Делать нечего, надеваем дождевики и идём в сторону от дороги к водопаду. Именно из-за водопада, увиденного на фотках из Panoramio, я и решил начать маршрут в Михайловке. К водопаду идти минут десять по полевой дороге, поднимающейся по склону большого оврага на краю соснового леса. Эх, сюда бы голубое небо, вот была бы красота!

Дорога к водопаду

Водопадик оказался хоть и живописный, но маленький и слабенький. В овражек-ущельице, где он находится, спускаться трудно, и это не поленилась сделать только половина группы, включая детей (дети вообще полны энтузиазма). Остальная часть группы довольствовалась видами сверху. Всё-таки мокро и грязно. Я полез скорее не ради своего удовольствия, а чтобы можно было другим рассказать. Сфоткал водопадик, снял навигатором его координаты.

Слабенький водопадик в Михайловке

Струйки водопадика

Овраг-ущельице возле водопадика

Детям всё интересно несмотря на хмурую погоду

Дорога от водопадика к селу

Возвращаемся назад на дорогу. Рядом с ней – подобие карьера, не лишённого живописности. Сворачиваем на тропу, идущую вдоль реки Гниловодка. Так идти приятнее, к тому же срезается угол дороги.

Карьер возле дороги

Я думал, что дорога между сёлами Михайловка и Супрунковцы будет малоприятной. В реальности она оказалась довольно живописной. Вокруг природа, деревья, зелень. С одной стороны – холм. С другой – крутой спуск к реке.

Дорога Михайловка-Супрунковцы

Приближаемся к Супрунковцам. Открываются впечатляющие виды. Внизу – долина реки Гниловодка. Над ней вверх поднимается высокий холм. А прямо перед нами – скамеечка. Фантазируем, как можно жить в соседнем домике, выходить к скамеечке, садиться и любоваться пейзажем.

Долина Гниловодки в северной части Супрунковцев

Дождь почти прекратился, можно идти без дождевиков. Доходим до Супрунковцев и на краю села сразу натыкаемся на родник. Это приятно, так как отпадает необходимость просить воду у местных жителей.

Идём через село, фоткаем аистов и белку. Заодно выложу и фотку улитки, сделанную на подходе к Супрунковцам.

Улитка

Аисты

Белка

Пройдя через северную (возвышенную) часть села, опять оказываемся на склоне. Впереди – узкая долина Гниловодки, зажатая, словно каньон, между двумя грядами гор-холмов. Внизу по долине тянется южная (низменная) часть села.

Каньон Гниловодки и южная часть Супрунковцев

Сразу под нами – небольшая рощица и старинный заброшенный костёл, куда мы и спускаемся прямо по склону. Останавливаемся на обед, одновременно осматривая костёл.

Заброшенный костёл

Костёл изнутри

Старинный дом рядом с костёлом

Время поджимает, но мы надеемся пройти то, что было намечено на сегодня. Нам нужно немного пройти по селу вдоль реки, затем подняться на холм, пройтись по лесу и спуститься. А там уж будут места для стоянки.

Мы покидаем костёл и сразу же натыкаемся на родник. Но воды у нас хватает ещё с предыдущего родника, так что не задерживаемся и идём на спуск в нижнюю часть села.

Идём по дороге вдоль реки. Здесь село зажато между двумя грядами высоких крутых холмов. Их лысые склоны и скалистые участки очень напоминают крымские яйлы.

Скалистые холмы

Натыкаемся на ещё один родник. Да, похоже, с водой здесь проблем нет. Рядом – мостик через реку. Дорога петляет с берега на берег, и, пока мы доходим до подножия холма, приходится реку переходить трижды, хорошо, что мостики есть.

Мостик через Гниловодку

Дорога поднимается вверх на лесистый холм. Для ночлега здесь место с виду не очень удобное. Уже вечереет, но ещё совершенно светло. Всё-таки здесь солнце садится почти на 40 минут позже, чем у нас в Харькове. А до хорошего места под стоянку нам остаётся подняться наверх, относительно немного пройтись по лесу и спуститься.

Дождь усиливается, но мы пытаемся выполнить план. Подъём на 90 м по вертикали преодолеваем довольно резво. Тем не менее, нагрузка чувствуется и заставляет вспомнить подъёмы на горы в Крыму или Карпатах. Наверху отдыхаем, сидя в лесу под дождём. Хорошая штука рюкзак! На нём удобно сидеть, если не хочешь садиться на мокрую траву.

Продолжаем движение к скале Сокол-камень. Видим табличку, что это памятник природы, возле которой от основной тропы ответвляется тропинка на скалу.

Скала Сокол-камень, увы, впечатления не произвела. Видно, что она высокая, и обрыв очень крутой. Но деревьев на скале так много, что они очень сильно загораживают обзор. Никаких видов, никакой панорамы со скалы не наблюдается.

То, что мы приняли за скалу Сокол-камень

• Спасибо читателям моего блога! Один из них подсказал, что то место, куда мы вышли – это не скала Сокол-камень. Я посмотрел спутниковые снимки, и увидел на них скалу в 35 метрах к юго-западу от точки на обрыве, к которой мы вышли. Оттуда и обзор, по идее, хороший открывается. Странно, что мы не нашли тропинку, ведущую на настоящую скалу Сокол-камень. Так что появилась причина как-нибудь туда вернуться, что я и сделал в 2021 году. Описание моего второго похода по Хмельницкой области и фотографии настоящей скалы Сокол-камень вы найдёте в статье:
  • Поход по Хмельницкой области – 2021: Сокол-камень, Китайгород, Совиный яр

Двигаемся дальше. По лесу нужно пройти чуть более километра, а затем будет спуск. Вблизи скалы вижу развилку двух дорог. Решаю идти по левой (похоже, что это была моя ошибка и идти надо было по правой).

Вскоре, глядя на навигатор, вижу, что мы идём не совсем туда. Пытаясь свернуть в нужную сторону, попадаем на старую просеку. Эта просека видна на карте и ведёт примерно туда, куда нужно.

Двигаемся по просеке. Это дело не быстрое. Она сильно заросла, и временами проще обойти заросли через лес. Но просека – это всё-таки ориентир, так что не стоит от неё отклоняться.

На этом отрезке пути у меня в навигатор забиты две точки, снятые с карты. Одна точка отмечает начало тропы, идущей на спуск, а вторая – брод через реку, возле которого мы должны ночевать. Сейчас задача №1 – выйти к точке, обозначающей начало спуска.

Вижу, что эта точка уже близко. Однако просека, похоже, проходит мимо неё. Сходим с просеки и идём напрямую через лес. Часто поглядываю на навигатор, чтобы не ошибиться. Как хорошо, что туристские навигаторы делают водонепроницаемыми! Можно смело пользоваться ими под дождём. Разве что экран приходится периодически протирать от капель, чтобы смотреть на него было удобно.

Выходим к точке и не видим никакой тропы на спуск. Вместо этого натыкаемся на дорогу, которая идёт по верху, не спускаясь. Наверное, это та дорога, которая начиналась возле Сокол-камня, и по которой мы не пошли.

Прошу всех немного подождать и начинаю ходить по дороге туда-сюда, пытаясь найти тропу, идущую на спуск. Дети в недоумении. Наверное, не так представляли себе свой первый поход. Дождь, темнеет, бесконечный лес. Они спрашивают: «Мы что, заблудились? Мы когда-нибудь выйдем из этого леса?». Я отвечаю, что мы выйдем туда, куда нужно, только, возможно, не по тропе, а прямо по лесу.

Тропу на спуск найти не удаётся. Карта у меня хоть и подробная, но устаревшая (новых подробных карт на этот район просто нет). И обозначенная на ней тропа вполне могла уже зарасти и исчезнуть. Начинаем спуск вниз по склону прямо через лес. Идём медленно, так как всё мокрое и скользкое.

Спуск оказался не таким уж долгим, и в итоге мы попадаем на слабенькую тропку, идущую вдоль подножия холма. Двигаемся по тропке в сторону брода.

К броду выходим без особых проблем. За бродом уже виднеются удобные поляны, так что нам осталось всего лишь перейти реку. Однако брод таков, что перескочить реку по камням, не замочив ног, довольно затруднительно. Правда, после длительного дождя у меня в ботинках и так хлюпает вода, поэтому я, особо не раздумывая, хватаю на руки оказавшегося рядом со мной Серёжу и перехожу реку прямо по воде.

На другой стороне – поляна с кострищем, дровами и столиком со скамейками. Мне рассказывали, что в районе брода есть поляна со столиком, но я не думал, что настолько близко.

Настроение улучшается. Этому способствует и то, что дождь, хоть и не прекратился, но ослабел и идёт еле-еле. Времени довольно много, где-то полвосьмого вечера, нужно, не мешкая, разбивать лагерь.

Все начинают ставить палатки. Мой брат Олег и его друг Миша в походе первый раз. Поэтому я устанавливаю свою палатку и параллельно помогаю им с их палаткой. Антон, Люда и Юля ставят свою палатку, в которой будут ночевать вшестером вместе с детьми. Походный опыт у них небольшой, и, как у многих начинающих, некоторых предметов снаряжения либо не хватает, либо они не очень «продвинутые». В частности, их палатка – это старый советский двускатный «домик», не самый удобный в установке. Яна отправляется им помогать.

Мой старый друг и однокурсник Саша, который со своей дочерью Юлей будет ночевать у нас в палатке, берётся развести костёр. Поскольку всё мокрое, для облегчения процесса он берёт таблетку сухого спирта.

Наш лагерь

Быт налажен. Костёр горит, палатки стоят. Можно залезть в палатку и переодеться в сухое. Конечно же, первым делом запихиваем в палатки и переодеваем детей. А взрослые в основном сушатся, стоя у костра. Готовим еду, воду берём прямо из реки. Как оказалось, в кипячёном виде вода из Гниловодки вполне пригодна для употребления.

Кушаем и долго сидим у костра, вспоминая и рассказывая разные походные истории.

Продолжение в статье Хмельницкая область, поход-2015. Часть 2: Тернава, Суржинцы, Фурмановка, Китайгород

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
7 комментариев
Анонимный комментирует...

Респект. Было бы хорошо добавить в отчет примерный бюджет на конкретную дату.

Андрій Лунячек комментирует...

В принципе, в отчёте почти всё есть, если внимательно читать. Продублирую здесь (и кое-что добавлю).
Дата - майские праздники 2015 года.
Наши траты на автобусы: 1900 грн + 600 грн + 1500 грн. Всего - 4000 грн. Делим на 15 человек, получаем 267 грн с человека.
Поезд - около 200 грн из Харькова до Шепетовки. Умножаем на два.
Крепость - 20 грн с человека.
Всего - около 700 грн, не считая еды.
Ну а еду вы сами можете подсчитать, сколько денег вы на неё потратите за энное число дней путешествия.

Перенос старых комментариев

Оксана Синтия
Класс! Фотки такие, что прямо веет от них весной! И рассказ не лишен интриги - читала с замиранием сердца, как вы искали тропку к месту ночлега. Очень хорошо написано, передает настроение!

Андрей Лунячек
Спасибо! Если бы не дети, то ситуация была бы вполне заурядной. А так всё-таки хотелось, чтобы у детей остались хорошие впечатления, чтобы не замёрзли и ночевали в комфорте. Но, как видишь, запаса времени хватило, чтобы разобраться с ориентированием и выйти куда надо. А дальше у бывалых туристов пошло всё на автомате: один палатку ставит, другой - костёр разводит, и т.д.

Алексей Витальев
Не без приключений, но добрались до промежуточного пункта. :) Молодцы)) Хороший рассказ. :)

Андрей Лунячек
Спасибо!

Анонимный комментирует...

как вы умудрились не выйти на Сокол камень? вот совсем рядом где вы были от знака-таблички https://pp.vk.me/c622230/v622230470/181c4/CgxcEeIJmRA.jpg будет повод вернутся и пройтись по схожему маршруту новых ракурсов и пейзажей!!!

Андрій Лунячек комментирует...

Спасибо за ценное дополнение! Посмотрел вашу фотку, затем открыл спутниковые снимки и увидел на них скалу, которая находится в 35 метрах к юго-западу от того места, где мы были. Странно, что так получилось. От табличке мы шли по тропинке, и вышли к тому месту, которое я описал. Неужели там есть ещё одна тропинка? Мы почему-то не заметили. Думаю, если бы не было дождя и было бы чуть больше времени, мы бы там полазили, и нашли бы скалу. Ну что ж, действительно, есть повод как-то собраться и пройти там ещё раз, тем более, что места там очень красивые.

alkotas комментирует...

Доброго дня. Можете викласти карту "Карта масштаба 1:50000 .." на якийсь з дисків OneDrive, GogleDrive а то за посиланням в статті не скачує, помилку видає, в мене принаймні.
Дякую

Андрій Лунячек комментирует...

Добрый день! OneDrive я не пользуюсь, а на Google Drive у меня мало места, поэтому карты на нём стараюсь не держать. А на MEGA 50 ГБ бесплатных. Вы на компьютере пробовали? В каком браузере? Я сейчас попробовал в трёх браузерах: Opera, Google Chrome и Microsoft Edge. Везде скачивается без проблем. Пожалуйста, попробуйте ещё раз. Если не получится, то напишите мне на почту serval185@gmail.com, и я загружу на Google Drive специально для вас, а когда вы скачаете, сразу оттуда удалю.