Поход по Карпатам – 2020. Часть 3: хребет Великий Дил – Свалява

День 5

Встаём, не спеша собираемся. Яркое солнце помогает высушить сырые вещи. Сегодня нам нужно пройти 12 км по хребту. Дорога, которой мы шли накануне, была удобной и лёгкой. И мы рассчитываем, что сегодняшний путь по хребту будет таким же.

Наконец сборы закончены. Можно двигаться дальше.

Сушим вещи на солнце

Утренние сборы

Возвращаемся на хребет тем же путём, которым вчера спустились к стоянке. Перед подъёмом запасаемся водой. Есть вероятность, что до самого вечера воды не будет (забегая вперёд, скажу, что так и было – воды на хребте нет, не считая нескольких грязных заболоченных луж).

Привал для того, чтобы запастись водой

Движемся по хребту. Здесь проложена одна из веток крупного газопровода. Дорога, фактически, идёт сверху по газопроводу, поскольку он закопан и засыпан землёй и горными породами. Идти легко. Иногда попадаются грибы.

Попадается неудобный каменистый участок, а за ним – болото прямо на дороге, в её понижении. Обходим его через густой кустарник, а потом через лес. В лесу – остатки какой-то дороги. Идём по ней в надежде, что она выведет нас на основную дорогу.

Так и получается. На основную дорогу мы попадаем в районе большой поляны на пологой расширенной части хребта. По одному из вариантов я планировал здесь ночлег. Хорошо, что мы поступили по-другому. Здесь ровное место, есть дрова, но воды нет вообще.

Большая поляна, на которой мы обедали

Поскольку уже середина дня, устраиваем обед. Появляются тучи, пугая нас дождём. Но в итоге ни капли на нас так и не упало. Идти остаётся около 5 км, и мы рассчитываем преодолеть это расстояние не более, чем за два часа.

Однако, пройдя какое-то расстояние от места обеда, мы обнаруживаем ухудшение ситуации: наш путь преграждают завалы из упавших деревьев. Перелазить через них достаточно сложно, поэтому обходим завалы через лес. Заваленные участки чередуются с участками хорошей дороги.

Очередной крупный завал поджидает нас сразу за развилкой, на которой от нашей дороги ответвляется дорога вниз к сёлам в окрестностях Свалявы. На ней мы видим местного жителя и спускаемся к нему, чтобы расспросить о том, как обойти этот завал. Мужик говорит, что вообще-то дальше завалы будут постоянно, но конкретно этот завал обойти можно вот здесь.

Обходим завал через лес в направлении, указанном мужиком. Мне почему-то кажется, что не всё так плохо, и дальше будет лучше. Возможно, сказывается желание следовать намеченному плану. Или ощущение того, что если спуститься вниз, то мы выйдем к сёлам и будем блуждать среди цивилизации до самой Свалявы. Карты тоже настраивают на лучшее, так как на них обозначены не только дорога по верху хребта, но и туристский маршрут вдоль неё.

Сейчас, уже пройдя поход и зная, какая задница будет дальше, я понимаю, что наилучшим вариантом тогда было бы спуститься по той дороге, на которой мы встретили мужика. А дальше мы, немного не дойдя до сёл, пропетляли бы до Свалявы между холмами у подножия хребта.

Увы, сообразительности не хватило. И в шесть часов вечера мы смело двигаемся по хребту навстречу приключениям. Какие могут быть проблемы? Ведь до обозначенной на карте хорошей стоянки с родниками осталось немногим более трёх километров. Разве мы не дойдём?

И тут начинается трындец. После серии завалов, которые медленно, с напрягом обходятся через лес, дорога превращается в огромную длинную лужу, которую тоже нужно обходить. А затем – опять завалы, опять буреломы. Лес становится таким густым, что непонятно, где лучше идти – через лес или по совершенно заваленной дороге. Вдобавок на высоте полметра над землёй всё заросло очень цепким плющом.

Привал в густых зарослях перед преодолением самого сложного участка маршрута

Двигаемся очень медленно, со средней скоростью около 600 метров в час. По асфальту эти же 600 метров я бы прошёл за 6 минут. Но других вариантов нет. Уже никуда не сойдёшь, никак не обойдёшь. Всё сводится к тому, что, пройдя 10 метров по лесу, думаешь, а не вернуться ли на дорогу? Приблизившись к дороге и видя бесконечные буреломы, опять сворачиваешь в лес и пытаешься протиснуться между кустарниками.

В какой-то момент на мне рвутся штаны. Иду в рваных. Зашивать их буду на стоянке. Солнце садится, до наступления темноты остаётся немного. Решаем идти, пока светло. А когда окончательно стемнеет, становиться на ночлег там, где придётся.

Настроение хреновое. Хочется сказать товарищам хоть что-то положительное. Говорю, что нам нужно пройти ещё 500 метров до вершины горы (гора Прийм, 612 м), а оттуда вроде должна идти хорошая дорога, по которой нам останется около 15 минут ходьбы до обозначенной на карте стоянки. Догадка о хорошей дороге, начинающейся на горе Прийм, у меня возникла не на пустом месте. На карте на горе обозначен перекрёсток дорог. И я надеюсь, что там кто-то временами ездит и чистит дороги.

Очень медленно, через труднопроходимые заросли, мы всё же преодолеваем эти предпоследние на сегодня 500 метров. К счастью, мои догадки оправдались, и мы попадаем на хорошую дорогу без завалов! Уже девять часов вечера, поэтому делаем привал на 5 минут исключительно для того, чтобы достать фонарики.

В сумерках, но с фонарями мы двигаемся дальше. К счастью, теперь идти легко. Как я и предполагал, через 15 минут (то есть, в 21:15) мы выходим на развилку дорог, возле которой обозначена стоянка. Я сбрасываю рюкзак и говорю, что нужно походить туда-сюда, чтобы найти её. Но, так же, как и вчера, через минуту подходит Андрей и говорит, что нашёл стоянку, до которой мы не дошли 30 метров.

Идём за Андреем. Карта не врёт. Стоянка действительно оборудована. Есть парочка столов, скамейки, кострище, дрова. Осталось найти обозначенные на карте родники. Их два – на севере и на юге от стоянки. Поскольку мы понятия не имеем, что они из себя представляют, Андрей идёт к южному роднику, а я – к северному.

Стоянка возле двух родников (фото сделано утром)

Вокруг – полная темнота. Включаю фонарь на максимальную яркость. Пройдя 4 минуты по дороге, вижу сбоку слабый родничок, а под ним – маленькую ямку, куда моя кружка погружается только наполовину. Выкапываю в глине ямку побольше, но вода становится мутной. Жду пять минут и вижу, что вода не очистилась. Возвращаюсь в лагерь. Вернусь к роднику не раньше, чем через полчаса, если окажется, что второй родник не лучше.

Но Андрей говорит, что второй родник относительно неплох. И несколько человек отправляются к нему с баклажками. Дальше всё идёт как обычно. Готовим ужин, едим и ложимся спать.

День 6

Встаём, собираемся. Пока готовится завтрак, я зашиваю порванные штаны. Насколько нам отсюда видно, дальше дорога по хребту хорошая. Поэтому двигаемся в путь с энтузиазмом.

Однако через какое-то время на дороге опять появляются завалы. Их не так много, как накануне вечером, но неизвестно, что будет дальше. Я решаю, что завалов с нас хватит, и мы пойдём на спуск с хребта при первой же возможности.

Судя по карте, мы почти дошли до развилки, на которой вниз уходит дорога в сторону Свалявы. Натыкаемся в лесу на столик со скамейками и делаем привал. Я ненадолго отлучаюсь в туалет и вижу в лесу какую-то дорогу. Не придав этому факту особого значения, возвращаюсь к товарищам.

Столик со скамейками возле начала спуска в Сваляву

Двигаемся дальше по хребту. Если верить навигатору, через 30 метров должна быть нужная нам развилка. Продолжаем движение, но её почему-то не видно. Навигатор показывает, что мы уже пришли развилку и ушли на 100 метров дальше. Разворачиваемся и идём назад. Убеждаемся, что на местности никакой развилки нет. Как же быть? Ведь где-то здесь мы должны сойти с хребта.

Я рассказываю, что видел в лесу какую-то дорогу, и предлагаю по ней пойти. Углубляемся в лес, попадаем на дорогу, и идём по ней. Навигатор показывает, что это именно та дорога, которая нам нужна. Странно, что в реальности она не соединяется с дорогой, идущей по хребту. Хотя должна была бы.

Дорога удобная, плавно идёт на спуск, и мы постепенно доходим до окрестностей Свалявы. Здесь дорога идёт между высокими холмами вдоль реки. Завтра в три часа дня мы в Сваляве садимся на поезд. А сейчас нам нужно найти место для последней ночёвки.

Река вблизи Свалявы

Окрестности Свалявы

Немного не доходя до города, ищем удобное место. В принципе, рядом с рекой поляна есть. Но тут сыро, земля влажная, а дорога проходит вплотную к поляне. Учитывая близость города, здесь вполне могут ходить туда-сюда местные жители.

Андрей просит немного подождать и отправляется на разведку. Вскоре он возвращается и сообщает, что нашёл хорошее место. Идём за ним. По тропинке поднимаемся вверх на холм. Место, действительно, хорошее: удобная поляна, сухо, кострище, дрова, неплохие виды сверху, удалённость от людей. Минус всего один – далеко спускаться к воде.

Наша стоянка вблизи Свалявы

Вид на Сваляву с нашей стоянки

Поскольку время ещё раннее, желающие идут в Сваляву в магазин и через какое-то время возвращаются с едой и различными напитками.

И тут сгущаются тучи и начинает идти дождь. А мы уже думали: неужели за неделю в Карпатах не будет ни одного дождя? Разве такое возможно? Но палатки у нас уже стоят, так что нам не страшно. Прячем вещи в палатки, а сами стоим под деревьями.

Дождь очень слабый. Для того, чтобы понять, идёт он или нет, нужно выйти из-под дерева. К тому же через 5 минут он заканчивается. Так что Карпат без дождей не бывает, но бывают Карпаты почти без дождей.

Последний походный вечер проходит оживлённо. Как всегда, жалко, что всё заканчивается. Но иногда в конце похода чувствуешь сильную усталость от ходьбы, от борьбы с непогодой, от отсутствия цивилизации. И в такие моменты сильно хочется домой. Сейчас же, наоборот, я чувствую, что для полного удовлетворения мне не хватает ещё двух дней в походе.

День 7

Не торопясь, встаём. До поезда времени ещё много, поэтому предаёмся ничегонеделанью. На ветках деревьев под лучами солнца сохнут вещи, постиранные накануне в реке.

Наконец приходит время двигаться в путь. Нам осталось пройти последние четыре километра нашего маршрута. Собираем рюкзаки и спускаемся с нашего холма на дорогу, которая довольно быстро выводит нас в город.

Движемся по окраине Свалявы, потом доходим до центра. Времени до отправления поезда ещё много, делаем привал возле магазина. Свалява производит впечатление небольшого скромного городка, не избалованного толпами туристов.

Свалява: церковь и вид на горы

Ещё одна церковь в Сваляве

Река Свалявка

Центр Свалявы, коротаем время перед поездом

Доходим до вокзала. Вскоре появляется наш поезд. Прощаемся с Женей, у которого поезд на Одессу отправляется на несколько часов позже нашего.

Погода намекает на возможный дождь, но нам уже всё равно. Мы садимся в поезд и уезжаем. Приятно, что сейчас светло, и мы можем смотреть на горы, которые подступают близко к железной дороге как справа, так и слева. Правда, места у нас сидячие, но зато фактически по два места на каждого, поскольку на момент покупки билетов они продавались на 50 процентов мест.

Каково же было наше удивление, когда на следующей остановке заходят люди и садятся рядом с нами! Оказывается, когда разрешили продавать билеты на 100 процентов мест (а это произошло гораздо позже того, как мы покупали билеты), то Укрзализныця просто распродала оставшиеся места.

Мы не имели возможности купить места рядом друг с другом. Подразумевалось, что в связи с карантином нас должны разделять пустые сиденья. Теперь же нас разделяют чужие люди. Такого бреда я ещё не видел.

Приходится сесть рядом, а зашедших пассажиров просить сесть на наши места. Хорошо, что они соглашаются. Но неприятный осадок остаётся.

Ехать всю ночь на сидячих местах не очень удобно. Но всё же мы добираемся домой и можем позволить себе «отдых от отдыха».

Итак, поход окончен! Маршрут оказался интересный, нетрадиционный и малоизвестный большинству туристов. Погода тоже была к нам благосклонна. Много впечатлений, много фотографий. Редактирую карты OpenStreetMap, пишу автору «Стежек» замечания, касающиеся его карт. Жду следующий поход.