Через Крымские горы к морю (2006 г.). Часть 3. Мангуп, Бельбекский каньон

Подходим к Мангупу

День второй
16 км

Утро, 2 мая! Наши утренние сборы проходят под негласным девизом: «Вперед, на штурм Мангупа!». Вид огромной крутой стены (а также находящаяся где-то там вода) неудержимо манит к себе.

Переходим поле и начинаем подниматься. Приходится поднапрячься, но идем мы бодрее, чем я ожидал. Созерцаем открывающуюся панораму. Видим водоем, до которого мы вечером немного не дошли, минут десять. Обидно. Вот что значит недостаток информации и сообразительности.

Мангуп, в пещере у подножия обрыва
В пещере у подножия обрыва

Выходим к пещерному монастырю у подножия обрыва. Хочется пить, но нужно немного потерпеть. Идем вдоль обрыва, находим перевал «Мангупская щель», довольно удобный и живописный, и по нему поднимаемся наверх.

Ура, мы на плато Мангупа! Идем на Сосновый мыс, где у Али стоят друзья-неформалы. Местность равнинная, и если смотреть не вдаль, а себе под ноги, никогда не скажешь, что ты не под Харьковом, а на огромной плоской горе, на высоте около 500 м над уровнем моря. Проходим мимо остатков крепостных стен, и, наконец, выходим к лагерю неформалов. Большинство идет к роднику за водой, а мы с Яной остаемся в лагере, лежим на травке под теплыми солнечными лучами. Погода почти летняя.

Мангуп, остатки крепости
Остатки Мангупской крепости

Возвращаются товарищи, пьем воду, оставляем вещи и идем на Дырявый мыс – на другой конец Мангупа. А туда уже добралась цивилизация в виде обилия людей с экскурсоводами. Но мы все же полазили по пещерам и походили по крепостным стенам.

Мангуп, виды с Дырявого мыса
Виды с Дырявого мыса

По пути назад я отделяюсь от товарищей и пытаюсь найти пещеру Мангупская-1, о которой читал, для чего спускаюсь с обрыва и прохожу некоторое расстояние. Но недостаток времени и неточность информации играют против меня, и я, несолоно хлебавши, поднимаюсь.

Возвращаемся в лагерь. Мы с Яной отстали от остальных, и тут, совершенно неожиданно, к нам подходят два мужика и говорят: «Ваши билетики!». Мы от удивления начинаем говорить все подряд, начиная с того, что мы поднялись с южной стороны и, заканчивая тем, что стоим лагерем на Сосновом мысе и все вещи, а также билеты, находятся там. «Загруженные» дядьки отстают, а мы, поражаясь этому деньгосборству, догоняем наших и рассказываем им.

Все вместе приходим в лагерь. Не тратя времени даром, прощаемся и идем на спуск. Спускаемся по оврагу, но не по тому, что год назад, а по другому. Оба эти оврага очень живописные, со скалами, зеленью, остатками крепостных стен, родниками в верхней части, а в этом еще имеется караимское кладбище с могильными плитами.

Но вот мы уже спустились к селу Ходжи-Сала, а ничего похожего на КПП не видно. Ну и ладно, мы идем к нашему прошлогоднему знакомому Белялу, чтобы у него перекусить. Белял встречает нас приветливо (впрочем, как и всех). Вроде бы как помнит нас. Разговариваем о том, о сем. Он говорит, что живет в Верхоречье, а здесь деньги зарабатывает. Кроме кафе (или как назвать это заведение?) собирается сделать пристройку, в которой можно будет ночевать. Мы заказываем вино разных видов, чтобы выпить сейчас, а также взять с собой, и еще по два чебурека на каждого – один с сыром, другой с мясом. Я втыкаю мобильник подзарядиться в розетку на стене здания и иду есть. Во время еды очень удобно через бинокль наблюдать за огоньком на зарядном устройстве.

Мангуп, перекус в Ходжи-Сала
Перекус в Ходжи-Сала

Едим, попутно осматривая красоту местности. Отсюда, с севера, Мангуп совсем не такой, как с юга. Если там была сплошная стена, то здесь четыре остроконечных мыса вздымаются высоко вверх над нашими головами.

Мангупский мыс

Чебуреки с сыром пошли отлично, а вот с мясными они что-то напортачили – вкус какой-то странный. Даже деньги нам хотели вернуть, но мы не взяли. Зато Славик не доел свой чебурек, и я доел за ним и был вполне доволен.

Идем дальше мимо водохранилища к селу Залесное.

До свидания, Мангуп!

До вечера мы хотим дойти до Бельбекского каньона и заночевать у реки. Вправо должна отходить тропинка, но мы ее не находим. Ничего, дойдем по шоссе до Залесного, там вправо должна уходить грунтовка.

Действительно, нашли грунтовку, рядом магазин, где подтвердили, что она ведет на Большое Садовое, то есть, куда нам и надо. Идем по ней мимо интересных скал – Каралезских сфинксов. Дорога нетрудная, то полем, то лесом, места напоминают холмистую природу Харьковской области, а горы виднеются где-то вдалеке сзади.

Каралезские сфинксы

Встречаем туристов, расспрашиваем их про Большое Садовое, они нас про Залесное, и расходимся.

Вскоре (то есть минут через сорок) выходим к Бельбекскому каньону. Видны отвесные скалы, поднимающиеся на высоту 160 м по обоим берегам реки, а между ними внизу узкая полоса 300 м шириной, на которой помещаются река, автотрасса, села, сады и многое другое.

Бельбекский каньон

Проходим через Большое Садовое, набираем воды в колонке в мою полиэтиленовую флягу (12 л – вполне прилично, но далеко не утащишь), выходим за село и начинаем искать поляну для ночлега. А с полянами туго. Но вот нашли неплохую, но на ней мусорка. Лезем выше и находим еще одну поляну, вполне приличную, несмотря на небольшой уклон, да еще и с кострищем, а также с чудесным видом на Бельбекский каньон.

Бельбекский каньон, вечерние виды со стоянки
Вечерние виды со стоянки

Ужин, посиделки у костра – все как обычно. Ложимся спать. Ночью по-прежнему прохладно.

Продолжение в статье Через Крымские горы к морю (наш поход 2006 г.). Часть 4. Бельбекский каньон, Сюйреньская крепость, Большой каньон