Поход по Хмельницкой области – 2021: Сокол-камень, Китайгород, Совиный яр

Поход по Хмельницкой области – 2021. Сокол-камень, Китайгород, Совиный яр
Наступила весна, а вместе с ней – вопрос, куда поехать на очередные майские праздники. Хотелось провести интересный поход и получить от него удовольствие. Я решил отправиться в Хмельницкую область, где уже был с походом шесть лет назад. Тогда мне очень понравилось в тех краях, однако маршрут не везде был проложен оптимально, и некоторые интересные места мы не смогли посетить. Нынешний поход должен был исправить недостатки предыдущего похода.

Поскольку я уже рассказывал подробно об этой местности в статьях о походе по Хмельницкой области в 2015 году, то здесь ограничусь кратким описанием. Обязательно почитайте о моём предыдущем походе, чтобы составить более полное представление о маршруте.

Карта маршрута

Powered by Wikiloc

Итак, наша группа из 8 человек выезжает поездом из Харькова до Хмельницкого (а не до Шепетовки, как шесть лет назад). Мы заранее арендовали автобус (за что спасибо Антону), и всё это приводит к тому, что к точке старта мы добираемся быстрее, чем в предыдущий раз. Проезжаем малоинтересную (как оказалось в прошлом походе) Михайловку и начинаем маршрут в Блещановке.

Наша группа в Хмельницком

Дальше, как и в прошлый раз, проходим Супрунковцы и начинаем подниматься к скале Сокол-камень. Раньше перед началом подъёма был мостик через реку. Увы, сейчас его уже нет. Приходится переходить реку вброд.

Супрунковцы

В отличие от предыдущего раза, когда мы по незнанию не дошли до скалы Сокол-камень всего 35 метров (и приняли за неё невзрачный выступ, густо заросший деревьями), сейчас мы выходим точно к скале и получаем огромное удовольствие от её вида и пейзажей, которые открываются с высоты.

Вид со скалы Сокол-камень

Скала Сокол-камень

Дальше от скалы мы двигаемся короткой и удобной тропой и вскоре оказываемся там, где шесть лет назад мы спускались. Тропы на спуск нет, спускаться неудобно. Доходим до реки, но тропа вдоль неё тоже заросла. Опять переходим реку вброд и выходим туда, где ночевали шесть лет назад. Раньше здесь была удобная поляна со столом и скамейками. Сейчас всё разрушено и заброшено.

Поэтому мы проходим ещё километр до большой поляны рядом с водопадом (старая плотина). Поляна удобная, есть стол со скамейками и родник в двух минутах ходьбы. Жаль, не догадались идти сразу сюда, могли бы спуститься по хорошей дороге.

Стоянка у реки Гниловодка вблизи села Княжполь

На следующий день идём вдоль рек Гниловодка и Тернава. Севернее Суржинцев раньше был «мостик» через Тернаву – упавшее дерево с прибитым к нему поручнем. Увы, сейчас его уже нет, поэтому здесь тоже переходим реку вброд.

Брод через реку Тернава

После обеда возле колодца идём по более короткой (по сравнению с прошлым разом) дороге. Она поднимается вверх и позволяет получить удовольствие от открывшихся видов. Затем до самого Китайгорода также идём более коротким и быстрым путём – всё время по правому берегу, не переходя, как предыдущий раз, на левый берег.

Долина реки Тернава и село Суржинцы

Спуск в «каньон» Тернавы

Но перейти через реку всё-таки нужно. Возле Китайгорода есть мостик, после которого мы попадаем на дорогу, плавно поднимающуюся в село. Подъём нетрудный, по пути можно полюбоваться видами и рассмотреть Китайгородское обнажение.

Мостик через Тернаву

Поднявшись наверх, делаем привал, чтобы посмотреть на каньон реки Тернава. Затем спускаемся по удобной тропе в урочище Окунь, осматриваем водопады (фото водопадов – в этой статье) и становимся на ночлег.

Каньон Тернавы возле Китайгорода

Наша группа на фоне каньона Тернавы

Утром нас ждёт крутой подъём из урочища к селу Демшин, а затем – скучный переход по полям из Демшина в Субич. Зато в Субиче нас ждут потрясающие скалы на берегу Днестра. Поднимаемся, проходим по скальной гряде и идём на спуск к Днестру (то, что мы хотели, но не сделали в прошлом походе). Дорога на спуск почему-то перекопана, что существенно замедляет наше движение.

Подъём из урочища Окунь

Берег Днестра в районе села Субич

На скалах в Субиче

Скалы в Субиче

Наконец мы внизу. Здесь очень красиво. Летом, наверное, тут бывает много людей. А сейчас мы встречаем всего одну группу туристов, поэтому без проблем находим место для ночлега со столом и скамейками на краю соснового леса недалеко от кромки воды. Жалко, что на майские праздники вода в Днестре ещё холодная, и купаться в ней не хочется.

Долина Днестра

Днестр

Стоянка на берегу Днестра

Днестровский каньон

В начале следующего дня мы преодолеваем подъём и возвращаемся обратно в Субич. Затем проходим через Калачковцы и спускаемся к реке Студеница. Пейзажи здесь красивые. Но впереди нас ждёт Совиный яр, в котором ни на одной карте не нарисовано троп. Меня это удивляет: неужели вдоль реки нет тропы? Оказывается, да.

Долина реки Студеница

Начинаются густые заросли. Тропа, по которой мы идём, постепенно исчезает, а берег становится обрывистым. Переходим реку вброд. На другом берегу тропы тоже нет, но идти удобнее. Медленно продвигаемся вперёд, преодолевая заросли и участки крутого берега на поворотах реки. В какой-то момент опять переходим реку по поваленным деревьям.

Совиный яр, переправа через реку Студеница

Близится вечер. Наконец в 19:30 мы доходим до сносной поляны, от которой до автодороги остаётся всего полтора километра пути, к тому же, судя по карте, дальше должна быть тропа. Завтра нас должен забрать автобус, чтобы отвезти в Хмельницкий на вокзал. И полтора километра до автобуса мы, конечно же, пройдём. Поэтому спокойно устраиваемся на ночлег.

Утром мы собираемся, без проблем за полчаса доходим до автодороги и устраиваемся на лужайке в ожидании автобуса. Наконец, он приезжает и отвозит нас в Хмельницкий. Без проблем садимся на поезд. Поход закончился! Хочу сюда ещё!