Летний поход по Крыму (2012 г.): Тырке-яйла, Восточный Суат, гора Кара-Тау и пещера Терпи-Коба

Тырке-яйла
Я обожаю планировать походы. Но этот поход – единственный, который я заранее не планировал (планировалось совсем другое, но не получилось), причём занял он всего три дня. Тем не менее, это время удалось провести весьма интересно. Три горы высотой более 1200 метров, два плато, красивая пещера, горные реки, ущелья, поляны и долины между хребтами – вот что нам встретилось по ходу маршрута. И, конечно же, общение с друзьями, как старыми, так и новыми. Сейчас я расскажу, почему поход получился именно таким.

Предыстория нашего похода

Начать следует с того, что летом мы планировали ехать в Карпаты. У нас достаточно много друзей-туристов, которые с интересом отнеслись к данному предложению. И я разработал подробный план маршрута по довольно дикому, малопосещаемому, и при этом весьма интересному району Карпат. Однако незадолго до предполагаемого отъезда оказалось, что практически никто из друзей поехать не может: одних не отпускают с работы, у других проблемы со здоровьем и т.д. В результате нас осталось двое: я и моя жена Яна. Мы приняли решение ехать в Крым, тем более, что из-за различных накладок (в частности, извечных проблем с билетами на поезд) на отдых у нас оставалось всего пять дней.

Буквально в последний момент мы узнали, что одновременно с нами в Крым едут трое ребят из Москвы: мой друг Олег, который ведёт крупный туристский блог Life-trip.ru, и его друзья Денис и Настя. Мы решили объединиться. У наших московских друзей времени было больше, чем у нас, поэтому на определённом этапе мы должны были их покинуть. Поскольку у Яны недавно была небольшая травма ноги, было решено провести три дня в горах и два дня на море.

Существовала ещё одна проблема: Горный Крым был закрыт для посещения в связи с пожароопасным периодом (имели место пожары в сосновых лесах возле Ялты и в других районах). Но нам деваться было некуда, все планы и так были нарушены: в Карпаты не попали, если не в Крым, то только дома остаётся сидеть. Поэтому нужно было найти район, где вероятность встречи с лесниками минимальна. Желательно также, чтобы там были интересные и новые для нас места. Поразмыслив, я решил двинуться на восток от трассы Симферополь-Алушта по ущелью реки Курлюк-Су, затем по Тырке-яйле и до Караби-яйлы. Москвичи с планом согласились.

Карта нашего маршрута

Отъезд в Крым

Поскольку наши московские товарищи выезжали раньше (на автобусе, так как на поезд купить билеты они не смогли), то накануне мы с Олегом списались и выяснили все детали, в основном касательно места и времени нашей встречи. Нам же перед отъездом предстояло ещё одно мероприятие: свадьба моего брата.

Проснувшись утром на следующий день после свадьбы (не в самом бодром состоянии), начинаем собираться, поскольку в 16:57 у нас отправляется поезд. Сборы, приезд на вокзал и посадка в поезд проходят без особых приключений. Непривычно только садиться в поезд вдвоём – обычно нас бывает 8-13 человек. Поезд не самый удобный, приезжает в Симферополь в 2:30 ночи, места у нас боковые – вот такие билеты мы смогли взять.

День первый: Симферополь – ущелье Курлюк-Су – Тырке-яйла – Стол-гора – родник Сулух-Оба

Выгружаемся из поезда и топаем на троллейбусную станцию. Первый троллейбус отправляется в 4:35. В начале пятого открываются кассы, берём билеты до Сосновки (4,50 грн плюс 2 грн за багаж с каждого). Едем в троллейбусе, по пути постепенно рассветает. Ущелье Курлюк-Су я замечаю с некоторым опозданием и прошу водителя остановить. Выходим, возвращаемся чуть назад, туда, где у входа в ущелье стоит небольшой белый домик.

• Совет: если едете к ущелью Курлюк-Су из Симферополя, возьмите билеты до Сосновки, а водителя попросите остановить возле восьмой подстанции.

Входим в ущелье. Проходим мимо подстанции и останавливаемся на маленькой полянке ждать ребят. Накануне Олег прислал сообщение (вот он, коварный роуминг!), что они ночуют в Симферополе у знакомых, которые их подвезут к ущелью около восьми утра. Сейчас без десяти шесть, ждать ещё долго.

Традиционной крымской жары не чувствуется. Похоже, мы привезли с собой похолодание. Ночью был дождь, и вокруг нас сейчас очень мокрый буковый лес. Не знаю, что там в ялтинском сосняке, а здесь, чтобы устроить пожар, нужно очень постараться. Надеваем тёплые вещи и пытаемся вздремнуть.

Ущелье Курлюк-Су

Бук

Кстати, что интересно, воды в реке Курлюк-Су нет! Вот это засуха! В июле 2007 года здесь вода была, я помню. Пишу сообщение Олегу, что мы уже на месте, и чтобы они захватили питьевой воды. Но он не отвечает. Время идёт, и мы уже начинаем беспокоиться. Наконец приходит сообщение: «Мы проспали, выезжаем». Ну что же, ничего удивительного. Интересно, как бы я чувствовал себя на их месте, проведя почти сутки в автобусе.

Мы с Яной по очереди ходим к трассе высматривать ребят. И, наконец, около 10:30 утра они появляются. Можно начинать наш поход. Сегодня нам желательно пройти около 15 км, чтобы стать на ночлег в хорошем месте.

Идём по ущелью Курлюк-Су. Вскоре тропа уходит влево по склону. Мы идём по ней, иногда кажется, что не туда, куда нужно, но в конце концов выходим на хорошую грунтовую дорогу. Троп там довольно много, но я думаю, что если хотя бы приблизительно придерживаться нужного направления с помощью компаса, то по той или иной тропе вы обязательно выйдете к верховьям реки Курлюк-Су.

Дорога, как и тропа перед этим, идёт по буковому лесу. Начинает идти дождь, заставляя нас надеть дождевики, и вскоре прекращаясь. В какой-то момент кажется, что мы идём очень долго и уже зашли вообще непонятно куда. Но вот мы замечаем какие-то детали местности, знакомые нам ещё с 2007 года, и вскоре выходим к нашей первой цели – поляне Курлюк-Баш. От трассы сюда мы шли около трёх часов.

Поляна Курлюк-Баш

Курлюк-Баш – это огромная поляна в верховьях реки Курлюк-Су, являющаяся одной из официально разрешённых турстоянок Горного Крыма. Здесь, к счастью, в реке есть вода, что, впрочем, для крымских рек неудивительно (бывает, что в верховьях реки вода есть, а дальше она уходит вглубь, под камни, и течёт подземным водотоком). Демерджи-яйла и Тырке-яйла окружают поляну полукольцом, и вверху виднеются скалы, расположенные на краю яйлы. В одном из «углов» поляны замечаем пасеку (два десятка ульев и машина возле них).

Пасека на поляне Курлюк-Баш

Делаем привал, перекусываем, пьём воду из реки. Вокруг множество птичек, некоторые позволяют фотографировать себя почти в упор, с расстояния менее метра. Сейчас около двух часов дня, становиться на ночлег рано, неплохо бы пройти дальше. Но чтобы заночевать в хорошем месте, нужно подняться на Тырке-яйлу, пройти её и спуститься к роднику Сулух-Оба. На это, по моим прикидкам, должно уйти около четырёх часов.

Птенец зарянки на поляне Курлюк-Баш

Идём дальше. Встреченная группа туристов советует подниматься на яйлу по хорошей грунтовке, уходящей на север. Сначала по грунтовке, затем, когда она сворачивает в сторону, по слабой крутой тропке поднимаемся на Тырке-яйлу возле безымянной горы, обозначенной на карте как «1278». Дует сильный ветер, небо закрыто тучами, но пейзажи открываются впечатляющие, особенно когда выглядывает солнце. Открываются виды на ущелье Курлюк-Су, Демерджи-яйлу, а также на север в сторону Перевального и предгорий.

Подъём на Тырке-яйлу

Дорога к горе «1278»
Дорога к горе «1278»

Подъём на гору «1278»

На вершине горы «1278»

Спрятавшись от ветра за скальной стенкой, отдыхаем, фотографируем, затем продолжаем движение. Спустившись с горы «1278», попадаем на грунтовку. Идём по пониженной части Тырке-яйлы. Дорога хорошая, ветра почти нет, не холодно, вокруг симпатичные деревья. Далее опять попадаем на открытую ветрам территорию. Вечереет, солнце уже низко над горизонтом, чувствуется непривычный для крымского лета холод, и Тырке-яйла уже не кажется такой приветливой, как полчаса-час назад. Всё-таки горы – это горы, от них всегда нужно ожидать сюрпризов.

Делаем последний пятиминутный привал, спрятавшись от ветра за деревьями, затем, не останавливаясь, идём по дороге до восточного края яйлы, туда, где дорога идёт на спуск. Слева от нас остаётся Долгая гора (1283 м) с триангулятором на вершине.

Доходим до края яйлы, где дорога уходит вниз, а рядом со спуском расположена Стол-Гора (1240 м). С неё открывается широкая панорама Караби-яйлы и юго-восточного побережья Крыма. Бегло фотографируем и идём вниз. Неожиданно мимо нас проезжают два джипа, спускающиеся с яйлы. В них сидят закутавшиеся кто во что смог экскурсанты. Представляю удивление людей, попавших с жаркого пляжа в этот холод! Также для себя отмечаю, что, несмотря на пожарные запреты, по горам ходят не только самодеятельные туристы, но и коммерческие группы, как пешие, так и на автомобилях.

Стол-Гора: вид снизу

Вид со Стол-Горы на Караби-яйлу и побережье

Спустившись с яйлы, идём по дороге через лес, стараясь, несмотря на развилки, придерживаться правильного направления. Места для стоянок есть, но родника пока не видно. Усталость действует на нервы, но, к счастью, двое встреченных туристов показывают нам родник Сулух-Оба, и мы торопимся стать на стоянку. Сейчас уже полседьмого вечера, мы протопали 15 километров, устали, и нужно отдыхать.

Выбираем хорошую поляну с кострищем посреди папоротников. Ставим палатки и готовим ужин. Изначально, в связи с пожароопасным периодом, мы планировали готовить на горелке, но, поскольку здесь хорошо оборудованное кострище, лес не слишком сухой и появление лесников не предвидится, решаем разжечь костёр. К тому же здесь прохладно, а нам после холодной яйлы хочется погреться.

День второй: Восточный Суат, гора Кара-Тау и пещера Терпи-Коба

Солнечное утро способствует хорошему настроению. На сегодня у нас планы не такие грандиозные, как вчера, поэтому собираемся не торопясь. Идём на турстоянку Восточный Суат дорогой через лес по хребту Таш-Хабах. Ровно через час выходим к намеченному месту. Турстоянка расположена в верховьях реки Суат. Здесь большая долина между двумя хребтами, окружённая лесом. В лесу расположено множество мест для стоянок. По долине протекает речушка, образуя кое-где небольшие пороги-водопадики. На стоянке вблизи водопадика мы и останавливаемся.

Водопадик возле нашей стоянки

Яна остаётся в лагере, чтобы дать отдохнуть своей не совсем здоровой ноге, а все остальные идут в радиалку на гору Кара-Тау. Поднимаемся по дороге круто вверх и выходим на Караби-яйлу недалеко от колодца Чобан-Чокрак, он же Испанец (его выкопал испанец, когда-то живший в этих краях). Чуть выше колодца стоит палаточка. Вполне удобное место, рядом с водой, деревьями и склоном холма, защищающим от ветра.

Выходы песчаника на Караби-яйле

«Бегущее» дерево

Колодец Чобан-Чокрак

Мы смотрим в колодец

Олег фотографирует

Фотографируемся возле колодца и идём дальше, сначала по открытой местности, затем через лес. Дорога постепенно поднимается. Навстречу идёт женщина, уточняем у неё путь к горе Кара-Тау. Вскоре выходим из леса, видим гору, поднимаемся.

На подходе к горе Кара-Тау

Гора Кара-Тау (1220 м) – одна из высших точек Караби-яйлы. Верхнее плато названо по имени этой горы «Массив Кара-Тау». А огромное нижнее плато раскинулось у наших ног. Отсюда Караби-яйла выглядит весьма однообразной, и только здание метеостанции в её центре немного разбавляет картину. На вершине Кара-Тау – памятник партизанам. Осматриваем его и спускаемся вниз, искать пещеру Терпи-Коба.

Вид с горы Кара-Тау на нижнее плато Караби-яйлы

Памятник партизанам на горе Кара-Тау

Несмотря на то, что я прямо с Кара-Тау позвонил другу в Харьков и расспросил о пещере, искали мы её довольно долго. В основном мы бродили между дорогой и горой, а пещера оказалась с другой стороны от дороги, ближе к лесу. С дороги к пещере ведёт автомобильная колея.

Пещера оказалась крупной и интересной. Кроме входа на дне карстовой воронки, рядом есть ещё два отверстия, освещающие ближнюю часть пещеры. Пол идёт круто вниз. Внизу – вход во второй зал, высокий, с известковыми натёками и фигурами.

Вход в пещеру Терпи-Коба

Олег и Денис в пещере Терпи-Коба

Олег фотографирует пещеру

Вход во второй зал пещеры

Второй зал пещеры

Известковые натёки в пещере Терпи-Коба

Первый зал пещеры: вид в сторону входа

Вылазим, отдыхаем возле входа в пещеру. По дороге мимо нас проходит мужик, несущий на спине большой мешок. Что там в мешке? Неужели что-то тяжёлое? Уже позже мы узнали, что это был муж встреченной нами ранее женщины. Они занимаются собиранием трав.

Окрестности пещеры Терпи-Коба

Собиратель трав

Возвращаемся назад, и через час оказываемся в лагере. Вечерние посиделки, разговоры, а под конец Олег отправляется фотографировать ночные пейзажи со звёздами, а я берусь ему помогать. Он ставит фотоаппарат на длинную выдержку, и мы двумя фонарями подсвечиваем передний план. Потом ложимся спать.

День третий: Восточный Суат – Ай-Алексий – Генеральское

Просыпаемся, опять-таки не спеша собираемся и идём. Сегодня возле Ай-Алексия мы должны расстаться с ребятами. Они пойдут в сторону Чигенитры и Рыбачьего, а мы спустимся в село Генеральское и уедем в Алушту.

Проходим стоянки туристов и родник в верховьях Суата. Здесь растут огромные лопухи. Чуть выше, на перевале – поляна и очередной памятник партизанам. Далее дорога идёт через лес, сначала немного вверх, затем начинается спуск вниз. Навстречу поднимаются группы туристов, очевидно, идущие на Кара-Тау.

Восточный Суат, памятник партизанам

Проходит немногим больше часа после выхода со стоянки, и мы, наконец, доходим до Ай-Алексия. Это турстоянка, здесь много удобных полян и мощный оборудованный родник, а также развилка маршрутов. Отдыхаем, перекусываем, прощаемся с ребятами и продолжаем путь.

Стоянка Ай-Алексий: родник

Указатели и стенды очень помогают туристу

Фотографирую вертолёт, пролетающий над нами. Наверное, он пожары высматривает. Навстречу нам едет очередная порция экскурсантов на джипах. Лес редеет, открываются виды в сторону гор и в сторону моря. Видна гора Ликон (1017 м) – южный отрог Караби-яйлы.

Вертолёт патрулирует территорию

Гора Ликон (1017 м) – южный отрог Караби-яйлы

Проходим мимо домика лесника. Далее по дороге попадается место для отдыха со столом, скамейками из брёвен и родником, обозначенным табличкой «Питьевая вода». Вскоре становятся видны первые домики Генеральского.

Место для отдыха на дороге из Ай-Алексия в Генеральское

Примерно через полтора часа после ухода с Ай-Алексия мы оказываемся на автобусной остановке в центре Генеральского. Дожидаемся автобуса и уезжаем в Алушту. До свидания, горы! Здравствуй, море!

Село Генеральское

Расписание автобусов Алушта-Генеральское

Наши впечатления после двух дней, проведённых в Алуште, читайте в статье «Летний Крым – 2012: два дня в Алуште».