Поход по Карпатам-2019. Часть 4: гора Гургулат, Стрый, пещерный монастырь, Сколе

День 6

С утра идём на гору Гургулат. Завтракаем, собираемся. Меня занимает вполне прозаический вопрос: боюсь, что в одних штанах будет холодно, а в двух штанах – жарко. В итоге принимаю компромиссное решение: надеваю шорты, а поверх них – штаны. Получилось отлично, не жарко и не холодно.

Начало пути совпадает со вчерашним. Доходим до развилки в центре курортной зоны. Налево – маршрут на Малый Пустошак и далее на Горган Илемский. Прямо – наша вчерашняя дорога к зубрам. Направо – маршрут на Гургулат. Идём туда.

Powered by Wikiloc

Гора Гургулат (1442 м)

Дорога, сначала мимо домиков, потом через лес, плавно поднимается вверх. Доходим до обширной вырубки. Отдыхаем, смотрим сверху на видимую часть Мысловки. Дальше дорога теряется, и небольшой отрезок приходится пройти наугад, пока опять не попадаем на чётко выраженную тропу.

Вид со склона Гургулата на курортную часть Мысловки

Начинается крутой подъём. Это наиболее трудная часть сегодняшнего пути. Времени она забирает достаточно много. Выходим на гребень хребта. Здесь наклон не такой сильный, идти легче. Но есть и минус – довольно сильный холодный ветер, от которого не спасают даже густо растущие деревья.

Появляются куски снега. Но вскоре они заканчиваются, и мы, наконец, выходим на горизонтальный участок хребта. Высота здесь около 1300 м. Перед нами – обширная поляна. Ветер здесь, к счастью, совсем слабый. Отсюда открывается хороший вид на окружающие высокие горы. Делаем несколько фотографий и идём в сторону вершины.

Виды с поляны на высоте 1300 м. Прямо по центру - Яйко Илемское (1680 м).

Впереди - вершина Гургулата

Маркированная тропа обходит вершину по склону и поднимается на неё с противоположной от нас стороны. Ну что ж, идём в обход. В лесу на склоне вершины достаточно много снега, по которому приходится пройти. Мы полны оптимизма и рассматриваем снег как вполне логичный атрибут высокой горы.

Снег в лесу на склоне Гургулата

Обход заканчивается. Мы выходим на лысый склон, с которого тоже открываются неплохие виды, но в другом направлении, чем ранее. Тропа по склону полого поднимается на вершину.

До вершины доходим довольно быстро. Она очень пологая, высшая точка (1442 м) никак не обозначена, поэтому определяем её приблизительно. К сожалению, вершину окружают деревья, которые почти полностью перекрывают обзор. Вид со склона был явно лучше, хоть и не на 360 градусов.

Всё же наличие деревьев имеет один плюс: они защищают от ветра. Устраиваем обед на вершине, а затем двигаемся обратно. К сожалению, у нас заканчивается питьевая вода, а склоны горы ручьями и родниками не богаты.

Опять обходим гору по заснеженному склону. Перед спуском задерживаемся на поляне с хорошими видами. Находим промежуток между деревьями, откуда немного виднеется село. Здесь лежит большой кусок снега, который удачно дополняет панораму. Грех не заняться фотографией.

Снег, горы и фрагменты Мысловки

Начинаем спускаться

Идём на спуск. Крутые участки проходим медленно, пологие – быстрее. Ничего необычного. Вот только дождь начинает идти, вынуждая надеть дождевики и быть более осторожным при передвижении.

Дождь вскоре прекращается. Видим ручеёк, текущий вдоль дороги. Вода чистая, набираем её в бутылку и пьём.

Доходим до края села, а затем, уже по асфальту, до нашего дома. Как и вчера, в этот момент опять начинает идти дождь.

Отдыхаем, начинаем собирать вещи. Завтра утром мы уезжаем из Мысловки.

День 7

Поскольку, как нам сказали, через Мысловку проходит мало автобусов (по-моему, 4 автобуса в сутки), и они обычно забиты людьми, будем пытаться сесть на самый первый из них. Собираемся, прощаемся с хозяевами, и к девяти утра выходим на остановку.

Подъезжает довольно полный автобус. Влезаем с рюкзаками, но едем стоя. Путь довольно долгий. Нам нужно ехать до Стрыя, откуда у моих друзей в два часа ночи поезд на Харьков. У меня же план немного другой. Вечером я еду в Сколе, куда завтра утром приезжают жена с дочкой, и мы проводим вместе три дня в Карпатах, живя в мини-гостинице.

В первой половине дня приезжаем в Стрый. Погода так себе, но нас этим уже не удивишь. До вечера времени ещё много, но у меня есть хороший способ потратить его с пользой. Примерно посредине между Стрыем и Сколе расположено село Розгирче, известное своим пещерным монастырём, который находится у подножия горного хребта. Я предлагаю съездить туда, после чего друзья поедут обратно в Стрый, а я отправлюсь в Сколе.

Садимся на ближайшую электричку. Идёт дождь. Ехать нам всего 25 минут. Равнины окрестностей Стрыя сменяются карпатскими предгорьями. Выходим на станции Стинава-Нижняя. Дождя, к счастью, уже нет.

Три километра от станции до пещерного монастыря проходим в бодром темпе. Я здесь уже был два года назад, и веду товарищей уверенно. Проходим длинный мост (400 метров!) через реку Стрый, широкую долину реки, покрытую редколесьем, село Розгирче. Наконец мы возле монастыря.

Пещерный монастырь

Монастырь, конечно, выглядит симпатично. Людей нет, в отличие от моего прошлого посещения. Видать, погода распугала. Отхожу по тропинке где-то 10-15 метров в сторону и вверх. Натыкаюсь на живописный проход между двумя скалами. Очень странно, что два года назад мы не заметили ни скал, ни прохода, будучи в десяти метрах от них.

Проход между двумя скалами

Опять начинает идти дождь. Прячемся в пещеру. Где-то через полчаса он ослабевает, и мы двигаемся в обратный путь. Доходим до трассы, ждём автобус, общаемся с местными жителями. Поскольку автобуса нет, друзья идут на электричку до Стрыя. Прощаюсь с ними, перехожу трассу и останавливаюсь на автобусной остановке в сторону Сколе. Я надеюсь на автобус, поскольку электричка на Сколе ещё не скоро.

К счастью, автобус приходит довольно быстро. Сажусь. 15 минут, и я в Сколе. От остановки автобуса до мини-гостиницы «У Гавы» (мы жили в ней во время поездки в Сколе два года назад) идти всего две минуты. С хозяевами я созвонился заранее, и они меня ждут.

Поднимаюсь в номер. Чувствую, что замёрз, ожидая автобус в мокрой после дождя одежде. Лезу под горячий душ и там согреваюсь. В рюкзаке у меня осталось довольно много еды. Ужин получается сытным. Пью чай, одновременно закидываю в фейсбук свежие фотки пещерного монастыря. Ложусь спать.

Дни 8, 9, 10

Рано утром иду на вокзал встречать жену с дочкой. Идёт дождь. Вместе возвращаемся в гостиницу. И дальше происходит то, с чем я ещё не сталкивался за все свои годы занятий туризмом. Три дня совершенно непрерывного дождя. То слабее, то сильнее, но абсолютно непрерывного.

В первый день мы долго ждём, когда дождь прекратится, а ближе к вечеру идём в урочище Павлов поток. Мы здесь были два года назад, но сейчас заходим вверх по урочищу гораздо дальше. Видим много полянок и удобных мест для стоянки в долине реки. Возвращаемся, сушим вещи.

Под дождём в урочище Павлов поток

Во второй день мы отправляемся в лес в окрестностях памятника героям УПА. С холма открывается неплохой вид на город, но дождь не позволяет насладиться природой в полной мере. Проторчав около часа в лесу, возвращаемся и опять сушимся.

Памятник героям УПА

Вид от памятника УПА на Сколе

Наступает третий, последний, день нашего пребывания в Сколе. Поздно вечером мы должны сесть на поезд до Харькова. Дождь идёт, не прекращаясь. Гуляния под дождём настолько надоели, что мы, исключительно для разнообразия, идём в кафе, расположенное в пяти минутах ходьбы от нашей мини-гостиницы. Остальное время проводим в номере.

Вечером хозяин отвозит нас в Стрый на поезд. Чуть менее суток в поезде – и мы дома, в Харькове!

Послесловие

Поход получился очень необычный. Ни одной ночи в палатках под открытым небом, ни одной готовки на костре. Места, конечно, интересные. Краеведческий интерес удовлетворён. А вот с погодой откровенно не повезло. Особенно обидно за последние три дня с семьёй в Сколе. Я успел застать в Карпатах один день почти без дождя и три дня с дождём по полдня. А жена с дочкой – нет. Решаем, что в Карпаты будем стараться ездить с июля по сентябрь.

Тем не менее, впечатлений много. Также по итогам похода я нанёс на карту OpenStreetMap ряд объектов и написал автору «Стежек», чтобы убрал с карты несуществующую дорогу вдоль реки Сопотей, что он и обещал сделать в следующем издании.