Через Крымские горы к морю (2006 г.). Часть 5. Большой каньон, Ванна молодости, дорога Бахчисарай-Ялта

Большой каньон - танец, прогоняющий дождь
Танец, прогоняющий дождь

День четвертый
12 км

Утро, 4 мая! Но радоваться особо не стоит – по палатке барабанит дождик. Полежав немного в палатке, вылазим и начинаем заниматься утренними делами, надеясь, что дождь ненадолго. Я даже пытаюсь исполнить «танец, прогоняющий дождь».

Сидим у костра, дождь почти кончился, но тут нас настигла новая беда. Появляются два мужика, типа лесников или охранников, и начинают наезжать, что здесь стоять нельзя, что нас всех повяжут и т.д. Побазарив на повышенных тонах, они уходят, а мы в быстром темпе, всего лишь за 10 минут, собираем палатки, складываем шмотки в рюкзаки и сматываемся. Дело в том, что стоянка в Большом каньоне запрещена, можно становиться только на официальных стоянках на подходе к каньону. Что они из себя представляют, не знаем. Возможно, они благоустроенные, и там снимают деньги. А само посещение Большого каньона и всей прилегающей территории (в том числе водопада Серебряные струи) стоит 7 грн с человека. В принципе, можно зайти оттуда, откуда и мы, но мы подошли слишком близко к началу каньона, где находятся злобные дядьки. А если пойти вглубь каньона, то есть вероятность найти приличное место и спокойно переночевать.

В общем, эти запреты и денежные поборы вызвали у нас негодование и желание убраться из этих недружелюбных мест. А ведь какие сначала были планы! Посмотреть водопад Серебряные струи и полностью пройти Большой каньон. Но эти засранцы все желание отбили. Проблема еще и в том, что идти по каньону лучше без рюкзаков, а оставить негде, разве что у торгующих женщин. Но они торгуют на лотках, а это вам не киоск, где можно занести рюкзаки вовнутрь и быть спокойным.

Большой каньон - дорога к Ванне молодости Крыма
Большой каньон

В общем, раздумывая над тем, что же делать, мы опять перебираемся через горную реку, на этот раз в обратном направлении. Процесс этот весьма занятен и сопровождается ощущением победы над природой (не цивилизации над планетой, а отдельного человека над природными условиями в конкретном месте), а также пробуждает дух коллективизма, когда чувствуешь, что вместе мы – сила!

Подходим к торгующим теткам. Решаем сходить к Ванне молодости и обратно. Яна говорит, что останется сидеть с рюкзаками. Договариваемся, что через два часа вернемся. Это очень важно, так как в глубине каньона с мобильной связью проблемы.

Спускаемся к реке и идем вдоль нее. Вскоре выходим к Голубому озеру. Жаль, вчера не заметили этой тропинки, когда бродили с Яной и Славиком, не пришлось бы столько блукать. Возле Голубого озера обилие народу, и это мешает сделать хорошие фотографии.

Двигаемся дальше. Описывать словами красоту каньона нет смысла. Это нужно видеть своими глазами – отвесные стены ущелья, горную реку и многое другое, например, людей, торгующих возле Ванны молодости. Это надо же куда забраться! Мы шли целый час, путь не из легких, вокруг совершенно дикая природа, и вдруг – эти атрибуты цивилизации.

Идём по Большому каньону к Ванне молодости Крыма
Идём по Большому каньону

У нас остался еще час, чтобы вернуться назад (кстати, Яна не просто охраняет рюкзаки, а выполняет важную миссию – я видел у теток книгу «Водопады Крыма» и поручил Яне добыть ее, желательно недорого).

Купаться в Ванне молодости, как предлагают в путеводителях, желания нет, решаю просто помочить ноги. А вода ледяная! Ноги буквально отнимаются!

Ванна молодости Крым
Ванна молодости

Вроде бы все посмотрели, пора назад. Уже подходя к началу каньона, поднимаемся на бугорок, и появляется связь. Говорим Яне, что будем через несколько минут, и, наконец, приходим. А Яна уговорила тетку продать книжку за 6 грн. Это хорошо; возможно, сведения из нее помогут при планировании следующего похода.

Но до следующего похода далеко, еще этот не закончился. Сидим, отдыхаем, думаем, что же делать дальше. А дальше наш путь лежит на Ай-Петри, а оттуда – в Ялту. До Ай-Петри можно доехать за 90 грн с семерых, а можно и дойти пешком. Решает, в первую очередь, Славик, так как он уезжает на день раньше нас, то есть послезавтра.

Славик сказал, что времени достаточно, поэтому пойдем пешком. Действительно, сейчас начало третьего, еще можно 4-5 часов потратить на ходьбу, да и завтра целый день. Идти решаем прямо по дороге. В 14:20, полные энтузиазма, отправляемся в путь.

Дорога Бахчисарай-Ялта довольно любопытная. Это самая высокогорная дорога Украины с асфальтовым покрытием, где разрешен свободный проезд. Всего лишь одна дорога выше ее – Ялта-Алушта, проходящая по северо-западному склону Бабуган-яйлы. Но она проходит по территории заповедника, и находиться там запрещено. Высшая точка трассы Ялта-Алушта – Никитский перевал (1446 м). В Карпатах, как ни странно, асфальтовые дороги проходят ниже, самая высокая их точка – перевал Шурдин (1173 м).

Дорога Бахчисарай-Ялта

Но вернемся к нашей дороге Бахчисарай-Ялта. Поднимаясь на высоту более 1200 м, она проходит по крутым склонам (особенно с южной стороны) и очень сильно петляет. Будет интересным тот факт, что раньше существовал маршрут автобуса Ялта-Бахчисарай, ныне не существующий (вернее, существующий, но не по этой дороге, а вкруговую, через Алушту и Симферополь). Причины закрытия маршрута довольно туманны. В одной из книг я читал, что недавно участок трассы был поврежден оползнем. Но, как мы убедились, сейчас дорога Бахчисарай-Ялта в отличном состоянии. Слышал я также, что, якобы на горном серпантине перевернулся автобус с пассажирами. В реальности ясно одно – это на руку частникам. За более высокую плату, чем в рейсовом автобусе, вас провезут таксисты либо микроавтобусники. В той же Ялте на автовокзале стоят маршрутки «Ялта-Ай-Петри».

Карта маршрута Большой каньон, Ванна молодости, дорога Бахчисарай-Ялта
Карта маршрута Большой каньон – Ялта

И вот по этой дороге мы идем. Ну и серпантин! Пожалуй, единственный в своем роде не только в Крыму, но и в Украине. Славик предлагает карабкаться вверх по склону и, таким образом, срезать петли серпантина. Пробуем. Трудновато, но скорость передвижения увеличивается. Иногда удается срезать две петли подряд – лезешь вверх, вылазишь на дорогу, а чуть выше еще одна.

Скалы возле дороги Бахчисарай-Ялта

В том же направлении едут велосипедисты. Обгоняют и скрываются за поворотом. Ну а мы продолжаем лезть вверх. Отдыхаем на краю дороги после очередного подъема. Мимо нас опять проезжают велосипедисты. Удивляются, как же мы их обогнали, и уезжают. Мы опять карабкаемся вверх. Иногда это надоедает и хочется просто пойти по дороге. К счастью, кроме петель, бывают и прямые участки. А время идет, и вечер близится.

И вот сидим, отдыхаем после срезания очередной петли, и, вдруг, едет, угадайте, кто? Те самые велосипедисты, которые уже обгоняли нас несколько раз, причем последний раз довольно давно. Выражение их лиц при виде нас трудно передать. Представьте себе – мы пешком, под рюкзаками, постоянно их обгоняем. Едут люди – мы сидим, едут еще полчаса – опять мы сидим, едут еще час – и опять мы сидим, с выражением крайней усталости на лице!

А мы поднимаемся все выше и выше, и уже заметны изменения климата, чувствуется прохлада и сырость. Отчасти это и потому, что скоро вечер, и пора думать о ночлеге.

А с ночлегом, как раз, проблемы. Подходящей поляны не видно. С одной стороны склон вверх, с другой стороны – вниз. А хорошо бы найти не только поляну, но и воду рядом с ней.

Но вот, через время, замечаем еле видимую грунтовку, уходящую вниз. Спускаемся, видим большую горизонтальную поляну, проходим чуть дальше и видим удобное место – в стороне от дороги, с кострищем, а самое главное – здесь есть вода! Рядом тянется сухое русло, и, как раз возле нас, в нем появляется вода, то есть это исток реки! Река, судя по карте, Сары-Узень, текущая к Большому каньону и образующая в нижнем течении водопад Серебряные струи.

Устраиваемся на ночлег. Ночь, судя по всему, предстоит холодная. Высота около 900 м над уровнем моря. Буковый лес еще без листвы, то есть погода здесь такая же, как была в наших краях месяц назад. Палатка немного сыровата после утреннего дождя и поспешных сборов. Решаю ее немного подсушить и сжигаю внутри несколько таблеток сухого спирта на специальной печурке. Палатка быстро нагревается (хотя и ненадолго), и вылазить из нее не хочется.

Наша холодная стоянка возле дороги Бахчисарай-Ялта
Наша холодная стоянка

Ужинаем, долго сидим у костра. Расходиться и лезть в холодные палатки неохота. У Али с Виталиком, в отличие от остальных, палатка однослойная. Мы предлагаем им ночевать у нас, да и нам будет теплее (а рюкзаки складываем в их палатку). А вот Славик хочет ночевать один, поэтому я даю ему свечку, чтобы подогревался ночью. После этого мы заползаем в палатки и пытаемся заснуть.

Продолжение в статье Через Крымские горы к морю (наш поход 2006 г.). Часть 6. Ай-Петринская яйла, скалы Таракташ, водопад Учан-Су